В Kraftway рассматривают 2005-й как год новых возможностей
Алексей Кудрявцев не верит в бум на рынке ноутбуков

В конце февраля компания Kraftway впервые провела отчетную пресс-конференцию. «На развитие российского рынка ПК и серверов в прошлом году, на наш взгляд, оказали влияние четыре основных фактора: отсрочка в размещении государственных заказов, связанная со сменой правительства; завершение процесса превращения ПК в коробочный продукт; рост доверия крупного бизнеса к отечественным решениям для критически важных приложений; а также искусственный ажиотаж вокруг сегмента ноутбуков», — заявил генеральный директор Kraftway Алексей Кудрявцев. В этих условиях Kraftway смогла увеличить продажи: за 2004 год компания произвела и поставила своим заказчикам более 190 тыс. ПК и около 8 тыс. серверов, что на 65 и 36% соответственно больше, чем в 2003 году. Оборот компании достиг 155 млн. долл., что на 91% превышает показатель предыдущего года. В текущем году планируется произвести 250 тыс. ПК и 10 тыс. серверов, а оборот компании должен возрасти до 200 млн. долл.

Расширилась и география продаж техники Kraftway — число региональных дистрибьюторов увеличилось до 25, в столице были подписаны договоры с шестью новыми компаниями. Всего на конец прошлого года у Kraftway насчитывалось 35 партнеров: 25 региональных и шесть московских дистрибьюторов, три корпоративных партнера и одна федеральная розничная сеть («М-Видео»). Доли партнеров разных типов в продажах через канал в 2004 году распределились следующим образом: 58% принадлежит региональным дистрибьюторам, 17% принесла федеральная розница, 14% — столичные дистрибьюторы и 11% — корпоративные партнеры.

Основной составляющей бизнеса Kraftway остаются прямые продажи — в минувшем году они составили 83% от оборота (в 2003 году — 92%). Причина — желание крупных заказчиков работать напрямую. Другая причина — партнеры «не стремятся инвестировать в развитие..., а значит, не могут предложить заказчику надлежащий уровень обслуживания». Положение же, при котором «партнер будет только осуществлять поставку, а все остальное ляжет на плечи Kraftway», в свою очередь, не устраивает вендора.

По итогам прошлого года через партнеров было продано лишь 26% (в натуральном выражении) всех ПК и 19% серверов. Доля же государственных организаций в продажах Kraftway хоть и снизилась по сравнению с предыдущим годом, но по-прежнему остается доминирующей — 54% (против 79% в 2003-м).

Приоритет — дорогим продуктам

Что же касается продуктовой линейки компании, то, по итогам 2004 года, здесь лидируют ПК — их доля в обороте составила 53%. На втором месте (21,3%) — продажа оборудования других производителей (поставки в рамках федеральных проектов), на третьем (18,4%) — серверный бизнес, на четвертом (4,8%) — реализация мониторов под собственной маркой. Доля же услуг составила 1,9% от оборота, ее планируется увеличить до 5%.

В минувшем году произошло обновление продуктовой линейки Kraftway: были представлены 32-процессорные серверы на базе Itanium 2, серверы на базе Pentium 4 для телекоммуникационного рынка, четырехпроцессорные серверы-лезвия на Xeon MP, терминальные станции и домашние медиацентры. «Одной из главных задач компании на 2005 год является продвижение более дорогих продуктов», — заявил Кудрявцев.

В текущем году Kraftway планирует выйти и на рынок мобильных компьютеров. Однако, по словам Кудрявцева, «всеобщего энтузиазма по поводу грядущего ухода ПК со сцены и замены его ноутбуком» в Kraftway не разделяют. По мнению руководителей компании, сложившаяся на сегодняшний день ситуация, при которой практически все ведущие игроки рынка в первую очередь продвигают именно мобильные решения, создана искусственно. «Продвигать ноутбуки выгодно практически всем — корейским и российским производителям, которые не сумели занять достойную долю на рынке ПК, глобальным корпорациям, которым выгоднее ввозить в Россию ноутбуки, нежели собирать ПК...», — считает Кудрявцев. При этом продажи ноутбуков в России, по оценкам Kraftway, в прошлом году составили около 500 тыс. штук, тогда как обычных компьютеров было реализовано порядка 4 млн.

«В целом 2005 год мы рассматриваем как время новых возможностей, в частности из-за того, что основные конкуренты Kraftway находятся не в самом выигрышном положении: IBM — из-за продажи Lenovo своего подразделения ПК, а HP — из-за смены руководства», — заявил Кудрявцев. Кроме того, в августе этого года должно завершиться строительство нового производственного комплекса Kraftway в Обнинске, который, по мнению Кудрявцева, «окупится сразу, как только будет перерезана ленточка» (инвестиции в новое производство составили 8 млн. долл. еще 7 млн. потребуется на закупку технологического оборудования и организацию складов). Как утверждает глава Kraftway, с открытием завода российский рынок получит контрактного производителя современной компьютерной техники, а сама компания — дополнительные мощности, которые позволят уже в 2006 году собрать 1 млн. настольных ПК.