Network World, США

Поскольку бизнес-модель будущего формируется вокруг глобального расширенного предприятия — «межкорпоративного объединения», сетевым администраторам следует подготовиться к этому уже сейчас
Джеффри Мур

Джеффри Мура, который известен как автор книги Crossing the Chasm («Пересекая пропасть»), посвященной маркетингу высоких технологий, часто называют провидцем ИТ-отрасли. В последнее время он занимается тем, что помогает клиентам и поставщикам переопределить задачи ИТ-инфраструктуры на основе новых технологий центров данных. А поскольку бизнес-модель будущего формируется вокруг глобального расширенного предприятия — «межкорпоративного объединения» (inter-enterprise), сетевым администраторам, чтобы подготовиться к этому, уже сейчас следует продумать долгосрочные планы формирования соответствующей архитектуры. Сегодня Мур является основателем компании Chasm Group, партнером фонда Mohr Davidow Ventures и управляющим директором консультационной компании TCG Advisors. С ним беседовала редактор еженедельника Network World Джулия Борт.

TCG Advisors описала новую модель обработки информации, в которой межкорпоративному объединению отводится роль основы для построения всей ИТ-инфраструктуры. В какой области, на ваш взгляд, могут произойти наиболее существенные перемены?

Сначала все изменения предполагается проводить на среднем уровне, постепенно подготавливая почву для внесения серьезных коррективов на самом верху. Ожидается, что это произойдет примерно через пять лет. Мы все работаем над созданием новой бизнес-модели — цепочкой формирования добавленной стоимости в межкорпоративном объединении. Для этого необходимо перестроить традиционные бизнес-приложения с тем, чтобы можно было вывести их за границы компании. Рассматривая такую перестройку, мы видим два основных препятствия: потребность в новом программном инструментарии промежуточного слоя (решить поставленные задачи с помощью имеющихся программных средств не удастся) и отсутствие у людей достаточного опыта работы на уровне бизнес-процессов. К конечному результату в любом случае придется идти методом проб и ошибок. И даже наиболее подготовленным сотрудникам предстоит приложить здесь немало усилий.

Расскажите подробнее о проблеме программного обеспечения промежуточного слоя. Если имеющийся программный продукт не позволяет решить поставленные задачи, может быть, имеет смысл задуматься о переходе на сервис-ориентированную архитектуру (Service-Oriented Architecture, SOA)?

Безусловно. В рамках клиент-серверной архитектуры в корпоративных информационных системах уровень представления на одном и том же предприятии отделен от выполнения вычислений и обработки данных. Конечная цель заключается в оптимизации управления информацией. От управляемой информации мы движемся в сторону управляемых процессов. Информация — важный атрибут управления процессами, но это не самоцель. Сегодня мы пытаемся организовать управление процессами с учетом их прохождения через несколько состояний: любая часть процесса может принимать множество статусов. Поэтому вам необходимо сохранять состояния (которые представляют собой идею обработки) и координировать свои действия с логикой самоуправления. В этом и заключается парадигма сервис-ориентированной архитектуры.

Концепция, положенная в основу SOA, не нова. Что могло повысить ее ценность на данном этапе?

Компании из Азии, продукты и услуги которых отличаются значительно более низкой, чем в развитых странах, себестоимостью, сегодня завоевывают электронное пространство в глобальном масштабе. Азиатские производители предоставляют необходимые ресурсы странам с высокоразвитой экономикой, позволяя им сократить расходы. С одной стороны, вам хочется присоединиться к этой системе для снижения затрат. С другой — те же самые производители выходят непосредственно на ваших клиентов, «обесценивая» отрасли, которые на протяжении долгого времени приносили высокие прибыли. Это касается направления ПК (свидетельство тому — продажа IBM своего бизнеса компании Lenovo), бытовой электроники, потребительских устройств, мебели и одежды. Во всех этих отраслях сегодня происходит перестройка. Подобная архитектура нужна будет — ни много ни мало — для объединения мира и производства каких-то новых ценностей, которых на сегодняшний день еще не существует. Сервисно-ориентированная архитектура помогает воссоединиться. Точно так же, как в конструкторе Lego, самые разнообразные инновации здесь можно получать на основе уже существующих в мире компонентов. Это очень эффективно. А привязка к клиент-серверной системе лишает вас такой возможности.

Какое влияние SOA окажет на остальную часть инфраструктуры?

Внедрив ее в программное обеспечение, вы, образно говоря, весь мир поставите на колени. Эффективное управление сервис-ориентированными процессами потребует свершения многочисленных революций в области полупроводниковых чипов. Классическая архитектура микропроцессоров, которая сегодня находится под контролем Intel, не годится для решения подобных задач. Более подходящей представляется архитектура сетевой обработки. Все устройства фактически превращаются в маршрутизаторы. Центральным звеном архитектуры систем становятся не вычислительные циклы процессора, а ASIC-микросхемы, отвечающие за маршрутизацию. Это означает, что компания, подобная Cisco Systems, оказывается самым непосредственным образом связана с компанией, подобной Sun Microsystems, а их совместные усилия направлены на создание механизма, который будет управлять абсолютно всем.

Что сегодня следует сделать сетевым администраторам для того, чтобы гарантировать построение жизнеспособной архитектуры нового центра данных?

Им надлежит сформировать бизнес-архитектуру, которая будет базироваться как на программной, так и на аппаратной архитектуре. Такой план не рассчитан на реализацию в короткие сроки, он составляется не менее чем на десятилетие.