«Директор информационной службы»

Растущая консолидация бизнеса и ИТ рождает спрос на специалистов нового профиля, способных осуществлять поддержку проектов в области ИТ и руководство ими. В 2002 году в Высшей школе экономики открылся новый факультет «Бизнес-информатика», предлагающий высшее образование в области информационного менеджмента

Невозможно представить себе современное предприятие, на котором не применяются ИТ. В сегодняшней ситуации особенно остро стоит вопрос о подготовке кадров. Формировать адекватное мышление у работников необходимо уже начиная со школьной скамьи. Однако существующие в вузах специальности ориентированы либо на разработку («Информационные технологии», «Прикладная информатика»), либо на прикладное использование ИТ в профессиональной деятельности («Менеджмент», «Экономика», «Математические методы в экономике»).

Вместе с тем растущая консолидация бизнеса и ИТ рождает спрос на специалистов нового профиля, способных осуществлять поддержку проектов в области ИТ и руководство ими.

Подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих комплексными знаниями в области экономики, менеджмента и права, владеющих теоретическими основами и практическими навыками аналитической поддержки принятия решений, концептуального проектирования корпоративных информационных систем, управления проектами внедрения ИТ — цель создания нового факультета «Бизнес-информатика» Государственного университета — Высшая школа экономики (ГУ — ВШЭ).

Выпускник факультета может работать менеджером в крупной фирме или государственном учреждении, в консалтинговой, проектной, внедренческой, разработческой или сервисной компании, он также имеет достаточно знаний и навыков для организации и руководства малым и средним предприятием в сфере ИТ.

Факультет готовит системных аналитиков, ИТ-консультантов, проектировщиков и внедренцев сложных информационных систем, менеджеров проектов, организаторов управления корпоративными информационными системами, а также инновационного бизнеса в сфере ИТ.

Задача создания учебных программ и методик по подготовке специалистов для смежных областей бизнеса и ИТ, соответствующих современным требованиям рынка и международным стандартам, объединила ведущих работников вуза и авторитетных профессионалов ИТ-отрасли.

Еще совсем недавно идея вложений в подобную комплексную программу и частие в ней не находила поддержки у игроков отечественного ИТ-рынка.

«Кадровый дефицит решался путем перекупки квалифицированных кадров одной компанией у другой. Но со значительным ростом ИТ-бизнеса уже и перекупать стало некого, а организовывать внутрифирменную систему тренингов по подготовке высококвалифицированных специалистов и дорого, и не по профилю», — считает Виктор Никитин, декан факультета. Сегодня такой подход стал недопустимо затратным — слишком много средств нужно вкладывать в свое развитие. Вместе с тем и ВШЭ, взявшись за подготовку дипломированных ИТ-менеджеров, бизнес-аналитиков, менеджеров ИТ-проектов, крайне заинтересована в методическом содействии ИТ-компаний. Необходимыми знаниями для подготовки таких специалистов в России пока обладают в основном эксперты, имеющие опыт практической работы. Поэтому наилучший выход — подготовка высоко?квалифицированных специалистов по направлению «бизнес-информатика» в тесном сотрудничестве с профессионалами компьютерного бизнеса.

Как и чему учат

Учебный процесс состоит из двух уровней и включает четырехлетний бакалавриат, призванный обеспечить фундаментальную подготовку, а также две формы функционально-ориентированной подготовки. Первая форма, магистратура, ориентирована на выпускников факультета, желающих углубленно изучить практические проблемы бизнеса, а также получить навыки аналитической, консультативной, научно-исследовательской или научно-педагогической деятельности; обучение в магистратуре продолжается два года. Вторая форма, подготовка дипломированных специалистов, предназначена для выпускников факультета, нацеленных на овладение практическими знаниями организационно-управленческой деятельности в ИТ-бизнесе; ее продолжительность — один год.

В бакалавриате обучение организовано по модульной системе. В учебном году пять модулей продолжительностью восемь-девять недель каждый. В модуль входит от четырех до шести дисциплин. Некоторые дисциплины полностью укладываются в один модуль, какие-то изучаются в течение нескольких лет. На младших курсах основное внимание уделяется естественнонаучным дисциплинам, фундаментальной подготовке в области ИТ (информатика и программирование, базы данных, проектирование информационных систем), общим математическим дисциплинам (математический анализ, линейная алгебра, дискретная математика, теория вероятности и математическая статистика), экономическим (экономическая теория, финансовый и управленческий учет) и гуманитарным дисциплинам. Специальные дисциплины, такие, как логистика, управление персоналом, стратегический менеджмент, информационное право, моделирование и оптимизация бизнес-процессов, архитектура корпоративных информационных систем, управление ее жизненным циклом, информационная безопасность и т. д., появляются на третьем-четвертом курсах. Модульная система и наличие текущего, промежуточного и рубежного контролей, принятых во ВШЭ, позволяет преодолеть известную традицию обучения «от сессии к сессии».

Занятия проводятся в различных формах — лекции, семинары, практика, деловые игры, мастер-классы.

«Мастер-классы проводят президент группы компаний IBS Анатолий Карачинский, президент Microsoft Россия и СНГ Ольга Дергунова, президент компании «Крок» Борис Бобровников и другие известные бизнесмены», — подчеркивает Никитин.

Знания и умения, получаемые в бакалавриате, носят теоретический характер. Это методологии, связанные с подготовкой предприятия к автоматизации, проектированием, внедрением информационных систем, организацией ИТ-службы, управлением и эксплуатацией информационных систем и управлением разработкой. Студенты, получившие степень бакалавра, подготовлены к деятельности в составе группы исполнителей, а также как продавцы сервисов и систем.

Однако они еще не обладают необходимыми знаниями для практической работы в реальных проектах. В связи с этим основной акцент в бакалавриате делается на проводимые факультетом научные исследования, а также тренинги по овладению различными системами в дополнение к базовому обучению, скажем, изучение Microsoft Navision, системы ARIS и т. д.

После получения таких навыков студенты под руководством преподавателей привлекаются к решению тех или иных задач автоматизации бизнес-процессов самой ВШЭ. Предпочтение здесь оказывается студентам, имеющим высокий кумулятивный рейтинг.

В магистратуре семестровая система — здесь нужна сбалансированность обучения и работы в реальном бизнесе, так как в отличие от бакалавриата учебный процесс в магистратуре построен на практической работе студентов в компаниях. В 2004 году у студентов было четыре дня практики и два дня занятий в неделю.

Такая система обучения стала возможна только благодаря тесному сотрудничеству факультета со специалистами базовых кафедр ведущих фирм в области бизнес- и ИТ-консалтинга, системной интеграции таких как Microsoft, IBS, SAP, «Крок», «Ланит», «1С», «Логика бизнеса».

У магистров расширяется круг экономических, управленческих дисциплин, углубляются знания в соответствии с выбранной специализацией:

  • моделирование и оптимизация бизнес-процессов;
  • ИТ-консалтинг;
  • проектирование и внедрение информационных систем;
  • управление информационными ресурсами предприятия;
  • информационная бизнес-аналитика;
  • инновации и бизнес в сфере ИТ.

Выпускник магистратуры подготовлен к деятельности по руководству группой исполнителей, отделом ИТ, по организации и управлению бизнесом в сфере ИТ.

Можно ли это тиражировать

Возникает вопрос — насколько уникальна описанная система образования, можно ли ее тиражировать, например, в регионы, где особенно ощущается кадровый голод в области ИТ-менеджмента. Практика факультета показывает, что задача имеет решение.

Являясь головным вузом по направлению «бизнес-информатика», ВШЭ осуществляет программу регионального развития, ее цель — формирование бизнеса через подготовку кадров: будут местные квалифицированные кадры, которые смогут внедрять и проектировать информационные системы, вести бизнес-консалтинг, будут развиваться и местные ИТ-компании.

В качестве партнеров выбраны вузы — лидеры в регионах, которые имеют кафедры и достаточно квалифицированные кадры в области менеджмента и экономики.

В 2004 году набрали студентов на обучение по данному направлению Санкт-Петербургский ИТМО и Нижегородский филиал ГУ-ВШЭ. В 2005-2006 годах планируется открыть бакалавриат в Волгоградском, Новосибирском, Петрозаводском, Санкт-Петербургском университете на факультете менеджмента, а также Уральском, Магнитогорском, Тамбовском университетах.

При этом предполагается проведение регулярных тренингов и мастер-классов для преподавателей, иначе качественное тиражирование невозможно.

Если преподаватель никогда не занимался, например, ИТ-консалтингом, он без дополнительной подготовки не сможет донести необходимые знания до студентов.

При организации магистратуры в регионах для прохождения практики предполагается заключение соглашений, во-первых, с партнерами и филиалами ИТ-компаний уже участвующих в образовательном проекте, и, во-вторых, с потенциальными потребителями выпускников.

Например, Магнитогорский университет подписал договор о прохождении практики студентов магистратуры с Магнитогорским металлургическим комбинатом, имеющим мощное ИТ-управление, как корпоративным потребителем будущих выпускников.


Что умеют выпускники

Квалификация выпускников факультета «Бизнес-информатика» позволит им решать следующие основные задачи:

  • моделирование и оптимизация бизнес-процессов;
  • планирование и организация информационных систем;
  • проектирование и внедрение информационных систем;
  • эксплуатация и сопровождение информационных систем;
  • аналитическая поддержка принятия решений в управлении бизнесом;
  • планирование и организация исполнения ИТ-проектов различного уровня сложности.

Бизнес-школа

На базе факультета бизнес-информатики организована Высшая школа бизнес-информатики (ВШБИ), которая предлагает краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные программы обучения:

  • Второе высшее образование — 3 года, 3 дня в неделю, диплом о втором высшем образовании;
  • MBI: Мастер бизнес-информатики — 8 месяцев, 3 дня в неделю, диплом о профессиональной переподготовке;
  • MBI: Мастер бизнес-информатики (ускоренный курс) — 8 месяцев, 2 дня в месяц по 8 часов в день, свидетельство о повышении квалификации;
  • Повышение квалификации — 2-3 недели, 3 дня в неделю, удостоверение о повышении квалификации.

    Программы ВШБИ ориентированы на подготовку специалистов для должностей:

  • CIO, директор информационной службы;
  • Архитектор информационных систем, архитектор в ИТ-бизнесе;
  • ИТ-бизнес-консультант;
  • Консультант по ИТ-управлению;
  • ИТ-бизнес-аналитик, консультант по ИТ-стратегии;
  • ИТ-менеджер, ИТ-специалист.

Организация контроля

Не секрет, что организация контроля обучения представляет собой один из наиболее сложных его элементов. В то же время от его качества во многом зависит результат образования. В процессе борьбы за выживание высшая школа во многом утратила позитивный опыт, накопленный еще с дореволюционных времен. Стремление сохранить контингент студентов значительно смягчило позицию руководства факультетов. Тем более интересен любой позитивный опыт по восстановлению эффективного контроля хода обучения. Хорошим примером является факультет бизнес-информатики. Большую роль в организации образования в бакалавриате играет рубежный контроль, активно применявшийся в свое время во многих вузах страны. Его результаты входят в кумулятивный рейтинг студента, который влияет не только на наличие и размер стипендии, но и на возможность участия в научно-исследовательской работе факультета. Рейтинговая система соответствует европейской системе «кредитов» в образовании.

Рубежный контроль осуществляется в основном в письменной форме — реферат, эссе, кейс, контрольная работа, домашнее задание и др. Контроль здесь не сводится к формальным тестам, предполагающим выбор правильного варианта ответа из списка. Студенты должны продемонстрировать навык самостоятельного поиска решения. Предусмотрено проведение коллоквиумов, результаты которых также письменно фиксируются. Лектор формализует принципы проставления оценок по принятой в ВШЭ десятибалльной шкале.

В учебном году установлены две контрольные точки — по окончании второго и пятого модулей. Если на моменты их наступления не сданы «хвосты» по предметам, читавшимся в предыдущих модулях, студент отчисляется. Каждому слушателю предоставляется три попытки прохождения контрольных точек — стандартная форма контроля, вторая попытка по данной форме и отчет перед комиссией на третий раз. Проставленные итоговые оценки должны соответствовать установленным лектором правилам. Отчисления составляют не более 5-10% от общего количества студентов.

Такая система контроля позволяет избежать субъективности в оценке знаний и навыков студентов, хотя одобряется далеко не всеми. Следует отметить, что в недалеком будущем всей системе высшего образования, возможно, предстоит перейти к западной модели оценивания и двухуровневому образованию.

Контроль практической работы студентов-магистров осуществляется через ответственных в компаниях. Они предоставляют сведения о посещаемости, выполнении требований и качестве выполняемых работ и получают информацию об успеваемости студентов. В связи с этим ситуация, когда студент проявляет себя либо только в учебе, либо только в практической деятельности, исключена. Если он стал отлынивать от работы, фирма, где он проходит практику, предупреждает его об отчислении. Требование к практике одно — работа в компании должна соответствовать выбранной магистерской программе.

В 2003-м и 2004 годах на факультете был очень высокий проходной балл по ВШЭ — 29 и 28 из 37 возможных соответственно. Из них максимум в 12 баллов оценивалась математика, в 10 баллов — иностранный язык и обществознание, в 5 баллов — русский. Принимают на факультет и по итогам единого государственного экзамена.

Факультет осуществляет набор на 100 бюджетных мест. Для тех, кто не прошел по конкурсу, есть возможность получить платное образование, стоимость которого составляет 5600 долл. в год; магистратура дороже — 6500 долл. в год.