Computerworld, США

Так много надо сделать и так мало времени отведено на это. Катастрофически не хватает ресурсов. Создается впечатление, что чем больше работаешь, тем меньше получаешь. Подобная точка зрения сегодня достаточно популярна. Ведь ваши встревоженные, нетерпеливые и раздраженные коллеги по цеху ИТ тоже страдают неизвестным ранее науке синдромом дефицита внимания
Эдвард Хэллоуэлл

В январском выпуске журнала Harvard Business Review психиатр Эдвард Хэллоуэлл, получивший широкую известность благодаря своим работам, посвященным синдрому дефицита внимания, утверждает, что современные условия труда приводят многих ИТ-специалистов в состояние бешенства. В своем интервью основатель центра Hallowell Center for Cognitive and Emotional Health отвечает на вопросы, связанные с причинами появления синдрома дефицита внимания (Attention Deficit Trait, ADT) и способами его преодоления.

Что представляет собой синдром дефицита внимания?

Это осложнение, обусловленное особенностями современной жизни, связано с процессами, которые происходят в мозге при его перегрузке информацией. Это случается, когда на работника возлагаются обязанности, с которыми он не в силах справиться. Он становится рассеянным, импульсивным, нетерпеливым, беспокойным, раздражительным, то есть начинает походить на человека, который действительно страдает нарушениями, обусловленными недостатком внимания. Попытки сделать что-то полезное оказываются все менее эффективными. В результате производительность труда снижается, несмотря на то, что он всеми силами пытается ее увеличить.

А чем «новый» синдром отличается от давно известных науке нарушений, обусловленных дефицитом внимания?

Нарушения, обусловленные недостатком внимания, происходят на генетическом уровне. Что касается ADT — это продукт окружающей среды, обычные последствия перегрузки.

Можете ли вы перечислить наиболее распространенные причины возникновения ADT у специалистов в области информационных технологий?

День обычного сотрудника ИТ-департамента начинается с просмотра электронной почты. Помимо всего прочего он узнает и об инцидентах, на которые нужно оперативно отреагировать. Очередные задачи едва решены, а в дверь уже стучится начальник, несущий новую порцию. Сразу после этого раздается звонок из дома — жена просит позаботиться сразу о трех делах. Заглянув к коллеге, он узнает, что утомил ее своими просьбами еще вчера, поэтому может отправляться, откуда пришел. Мозг просто не в состоянии переварить обрушивающиеся на него объемы информации.

Вместо того чтобы работать эффективно, мозг переключается в режим выживания, человек принимает все свалившиеся на него вопросы слишком близко к сердцу. Призывает коллегу вести себя, как подобает взрослому человеку. Судорожно втолковывает жене, что на работе тоже нужно решить кое-какие задачи. Коротко бросает начальнику, что вернется, как только появится возможность. В отчаянии сбивается с ног, не зная, за что хвататься. Теряется маневренность, чувство юмора, умение расставлять приоритеты. Выступать в роли организатора человек в таком состоянии не может. Он становится импульсивным, утрачивает способность к эффективному общению с другими людьми и к восприятию нового.

Может ли такое, однажды случившись, больше не повторяться?

Безусловно. Но все это напоминает хронический стресс, продолжающийся на протяжении долгого времени. Проходя через него изо дня в день, человек фактически сам его подпитывает. Легкомысленно одобряет сложившееся положение дел. ADT отождествляется с работой. Если синдрома не будет — не будет и работы. В результате получается замкнутый круг. Человек пытается работать упорнее, но не грамотнее.

Вы утверждаете, что в основе ADT лежит страх. Можете пояснить это суждение?

Беря на себя все больше задач, сотрудник ИТ-департамента потихоньку впадает в панику. Выполнить много дел хорошо не удается, поэтому все происходит кое-как, и он рискует потерять работу. Мозг начинает посылать красные сигналы светофора. Когда определяющую роль играет страх, человек пытается выполнять то, что ему поручено, как можно лучше, но на практике качество лишь ухудшается, потому что страх подчиняет себе передние доли мозга, отвечающие за эффективность. Умственная энергия расходуется на то, чтобы представить себе возможные ужасные последствия.

Будучи руководителем ИТ-департамента, я обладаю лишь ограниченным контролем над своей рабочей средой. Что можно сделать для того, чтобы уменьшить вероятность развития у меня ADT?

Никто не может полностью контролировать рабочую среду. Но нужно все-таки выделить моменты, которые можно контролировать, и сосредоточить свои усилия на них, даже если зона контроля ограничена поверхностью рабочего стола. Вместо того чтобы рисовать себе мрачные сцены, на которые не в состоянии повлиять, следует активизировать части мозга, способные выполнять различные задачи, и заняться их решением. Нужно постараться заглушить примитивные инстинкты, дающие волю страху и появлению роковых предчувствий.

Вы пишете о приемах, которые помогают, когда человек начинает чувствовать себя подавленным. Перечислите некоторые из них.

Хороших результатов позволяют добиться физические упражнения. Вместо того чтобы поглощать кофе и углеводы, лучше проделать 25 интенсивных маховых движений.

Полезна и простейшая тренировка памяти, в которой участвуют передние доли мозга. Стоит написать лишь самое начало докладной записки, не переходя к ее основной части. Это стимулирует деятельность нейронов передних долей, и человек перестаете обращать внимание на те части мозга, которые отвечают за страх. Не надо замыкаться в своих тревогах.

Что нужно делать ИТ-руководителю, чтобы не подпускать к своим людям «вирусы» ADT?

Одной только покупкой витаминов тут не обойдешься. Ключевая роль отводится положительным эмоциям. Чем больше будет сделано для формирования в ИТ-департаменте доверительной рабочей атмосферы, тем меньше у людей будет повода для страхов, парализующих их деятельность.

Нужно создать условия для взаимного уважения и доверия, пусть мозг займется решением полезных задач. Иногда сотрудники могут сказать: «Хватит!» Не надо нагружать их все новыми и новыми вопросами, заставляя работать еще интенсивнее.

Некоторые утверждают, что вы напрасно нянчитесь с ИТ-специалистами, сдерживая порыв тех, кто готов взять на себя решение дополнительных задач.

Если человек готов взять на себя новые функции и справляется с ними хорошо, я только «за». Но зачастую это оказывается непродуктивно. На кривой, отражающей связь между эффективностью и состоянием тревоги, человек достигает точки, за которой работа носит уже деструктивный характер.

Некогда оглянуться вокруг. Все заполняет чувство страха и стремления к выживанию. Человек уже не в состоянии адекватно воспринимать требования менеджеров по контролю качества. Он мчится во весь опор, но это не приносит желаемого результата.


Контроль за ситуацией

Эдвард Хэллоуэлл утверждает, что внесение простых корректив в характер работы поможет избавиться от синдрома дефицита внимания. Некоторые из его советов:

Постарайтесь сформировать доверительную, контактную рабочую атмосферу.

Для того чтобы сконцентрироваться на решении поставленных задач, создайте обстановку, способствующую этому, — добавьте музыкальный фон, немного пройдитесь.

Через каждые четыре-шесть часов устраивайте передышку, во время которой можно дружески пообщаться с приятными вам людьми.

Не приступайте к просмотру электронной почты до тех пор, пока не завершите выполнение двух-трех более важных задач.

Возьмите за правило обработать, подшить или выбросить каждый документ, которого вы коснулись. Не позволяйте бумагам накапливаться.

Постоянно держите свободным часть своего стола или рабочего места.

Разбивайте сложные задачи на несколько более простых.

Ежедневно выделяйте некоторое время на «обдумывание». В такие моменты никто не должен вас отвлекать.

Определите, какая часть рабочего дня является для вас наиболее продуктивной. Перенесите на эти часы самые важные задачи, а рутинные операции выполняйте в другое время.

Следите за тем, чтобы не говорить слишком долго по телефону, не тратить чересчур много времени на электронную почту и не задерживаться на работе допоздна.

Перед тем как покинуть рабочее место, составьте себе план из трех-пяти пунктов на следующий день.