Современное корпоративное управление немыслимо без интенсивного и последовательного внедрения новейших ИТ. Главное условие успеха — максимальная интеграция всех применяемых систем, которые должны быть подчинены единой цели содействия совету директоров в обеспечении эффективного руководства компанией

В международной (прежде всего американской) практике использования ИТ-систем в корпоративном управлении можно выделить три главных аспекта: стратегический менеджмент, управление системой внутреннего контроля, а также управление взаимоотношениями с акционерами, инвесторами и другими заинтересованными сторонами.

Корпоративная стратегия

Организация продуктивного стратегического диалога между руководителями компании (членами совета директоров и топ-менеджерами) — важное условие повышения эффективности корпоративного управления. Должностные лица высшего звена должны совместно выбрать позицию, которая ляжет в основу стратегии (формирующая, адаптивная, сохраняющая право на участие в игре), определить главный источник конкурентного преимущества компании (структурное превосходство, качественное выполнение повседневных операций, глубокое понимание причинно-следственных связей), обосновать важнейший метод применения бизнес-концепции (высокие ставки, реальные и финансовые опционы, беспроигрышные ходы, страховки), выявить уровень неопределенности, на котором будет действовать фирма (уверенный прогноз, набор сценариев, ограниченная неопределенность, полная непредсказуемость) и т. д. Сформулировав и утвердив общий курс, лидеры компании приступают к его последовательной реализации.

Эксперты консультационной компании McKinsey Кен Берримэн и Том Стефенсон, специализирующиеся на вопросах применения ИТ в стратегическом управлении, обращают внимание на то, что эффективное взаимодействие совета директоров и топ-менеджеров невозможно без своевременного предоставления обеим сторонам подробных данных о том, каковы успехи или неудачи компании в осуществлении избранной ею стратегии. Эти сведения далеко не всегда содержатся в квартальных финансовых отчетах или иных традиционных материалах. Чтобы корпоративная информационная система обеспечивала генерирование таких отчетов, она должна успешно решать четыре важные задачи.

Первая — достижение внутреннего единства используемых показателей. Они должны рассчитываться так, чтобы можно было легко проследить их формирование из первичных данных, характеризующих финансово-хозяйственные операции, чтобы иметь возможность докопаться до корней возникших у компании проблем или разглядеть ростки новых возможностей.

Вторая — обеспечение максимальной актуальности информации. Сокращение сроков предоставления данных создает условия для оперативного и более гибкого принятия ключевых решений. В американских корпорациях считается, что руководители должны получать сведения не более чем двухнедельной (а лучше — недельной) давности.

Третья задача — индивидуализация отчетов в соответствии с потребностями и кругом полномочий конкретных пользователей. Членам совета директоров, выбирающим ту или иную глобальную рыночную стратегию, и топ-менеджерам, определяющим опорный региональный рынок для воплощения этой стратегии в жизнь, нужна разная пища для размышлений, поэтому применяемая в корпорации информационная система должна обеспечивать составление отчетов в различных вариантах, ориентированных на строго определенную целевую аудиторию.

Наконец, четвертая — использование во всех отчетах базового набора индикаторов эффективности, охватывающего наиболее важные составные части корпоративного бизнес-портфеля. Для полноценного внедрения в действие этих индикаторов необходимо стандартизировать и автоматизировать не только сбор данных и формирование отчетов, но и рассылку руководителям срочных сообщений о достижении ключевыми показателями определенных пороговых значений, свидетельствующих о кардинальных (как позитивных, так и негативных) изменениях ситуации.

Разумеется, роль ИТ в стратегическом менеджменте не ограничивается созданием отчетов. Довольно быстро развиваются и внутрикорпоративные коммуникации (intranet), предоставляющие высшим должностным лицам мгновенный доступ к самым свежим данным о деятельности компании и позволяющие посредством Web проводить полноценные заседания органов управления, участники которых находятся в разных городах и странах. Одним из лидеров в производстве программных средств этого класса является компания BoardVantage. У компании WebEx Communications также есть интересные разработки в данной области.

Внутренний контроль

Как известно, система внутреннего контроля нацелена на решение задач, стоящих перед корпорацией в трех сферах: ведения бизнеса (обеспечение эффективности и результативности операций), составления финансовой отчетности (обеспечение точности сведений), соблюдения нормативно-правовых актов, правил и стандартов. Эта система включает в себя пять элементов: создание контрольной среды, оценку рисков, осуществление контрольных действий, обмен информацией, а также мониторинг.

На наш взгляд, в настоящее время можно выделить три наиболее важных направления, в рамках которых разрабатываются ИТ-инструменты для внутреннего контроля: управление рисками, управление обеспечением информационной безопасности и управление выполнением требований законодательных и регулирующих органов. Схема взаимодействия руководителей при этом одинакова. Члены совета директоров утверждают и периодически пересматривают общую политику корпорации в сфере внутреннего контроля в целом и в трех указанных направлениях в частности, а члены команды топ-менеджеров, отвечающие за управление рисками (CRO), управление информацией (CIO), соблюдение актов, правил и стандартов (CCO), разрабатывают варианты этой политики и воплощают в жизнь курс, принятый советом директоров, определяя содержание требуемых для его реализации внутрикорпоративных процедур, возглавляют повседневную работу данных направлений и отчитываются перед советом директоров.

Системы управления рисками имеют особое значение для высокотехнологических компаний, бизнес которых базируется на активном осуществлении инноваций (проведении НИОКР, производстве новых товаров или услуг и внедрении передовых технологий), а также для финансовых учреждений.

В банках управление рисками является квинтэссенцией корпоративного управления в целом. Важность этой сферы возросла с принятием в июне 2004 года второго Базельского соглашения о новых международных стандартах достаточности банковского капитала. Главное новшество, привносимое этим соглашением, заключается в том, что система классификации рисков должна стать гораздо более точной и обширной, чем раньше. Усложняется анализ кредитного риска и появляется необходимость надежной оценки операционного риска. Его количественное измерение является в настоящее время самой серьезной проблемой, на решение которой в ближайшие годы будут направляться наиболее значительные инвестиции. Дополнительной трудностью станет подготовка корпоративной отчетности по управлению рисками.

Один из ведущих американских специалистов в данной сфере Эндрю Уилсон на страницах American Banker указывает: «Выиграют те банки, которые смогут лучше понять риск и управлять им, используя самую свежую и самую точную информацию. Именно она позволит менеджерам принимать оптимальные решения». Неудивительно, что сейчас банки завалены предложениями различных фирм о приобретении ИТ-инструментов, имеющих отношение к различным аспектам управления рисками. Консультационные и аудиторские компании (Accenture, Bearing Point, Ernst & Young, McKinsey, KPMG, PricewaterhouseCoopers и др.) разработали системы, позволяющие оценить объем предстоящих работ и расходов в процессе внедрения передовых методов. Специализированные компании и рейтинговые агентства (Erick, Fitch Risk Management, Mercer Oliver Wyman, Moody?s, Standard & Poor?s и др.) сосредоточили усилия на создании корпоративных ИТ-инфраструктур, необходимых для полноценного использования систем. Крупнейшие ИТ-производители учреждают консорциумы по выпуску наиболее сложных, комплексных систем управления рисками. Некоторые банки (например, KeyCorp) планируют организацию дочерних компаний, которые будут разрабатывать системы как для материнских структур, так и для продажи на сторону.

Системы, управляющие обеспечением информационной безопасности, играют важную роль в акционерных обществах, капитализация которых находится в тесной зависимости от стоимости особого вида нематериальных активов — интеллектуального капитала. Их созданию уделяют значительное внимание и корпорации, обязанные обеспечивать конфиденциальность личных данных о контрагентах и информации, представляющей собой коммерческую тайну (особенно это касается фирм, осуществляющих электронное взаимодействие с поставщиками, покупателями, посредниками, а также банков, предоставляющих онлайновые финансовые услуги). Управление обеспечением информационной безопасности считается одним из ключевых элементов общекорпоративных систем ИТ-управления (IT Governance).

В начале 2004 года британское Министерство торговли и промышленности опубликовало специальный обзор, посвященный проблемам нарушения информационной безопасности. В нем делаются следующие выводы: ситуация в данной сфере является неудовлетворительной и продолжает ухудшаться; решение столь важных задач уже нельзя оставлять в компетенции одних лишь ИТ-подразделений корпораций и потому следует передать их топ-менеджерам, возглавляющим работу систем внутреннего контроля; деятельность этих руководителей должна находиться под строгим надзором советов директоров.

Появилось немало фирм, которые занимаются созданием особых прикладных программ по обеспечению корпоративной информационной безопасности, предлагают услуги по внедрению ИТ-систем, сертифицированных согласно стандартам BS 7799 и ISO 17799, организуют обучение руководителей и персонала. В исследованиях ряда экспертов отмечается важность роли генерального директора и главного ИТ-менеджера в управлении текущей работой таких систем.

Системы, управляющие выполнением требований законодательных и регулирующих органов, крайне необходимы всем акционерным обществам, и особенно тем, чьи ценные бумаги включены в списки котировок ведущих фондовых бирж. В последние несколько лет в развитых странах произошло серьезное усложнение и ужесточение нормативно-правовых актов, правил и стандартов, касающихся как корпоративного управления в целом, так и его различных аспектов: противодействия отмыванию криминальных доходов и финансированию терроризма, совершенствования систем бухучета и раскрытия информации и т. д. (в США — Патриотический закон и закон Сарбейнса—Оксли, изменения Правил листинга акций на фондовых биржах и Общепринятых принципов бухгалтерского учета, в Великобритании — обновленный Объединенный кодекс корпоративного управления, в ФРГ — Кодекс Кромме и т. п.).

Согласно прогнозам исследовательской фирмы Datamonitor, к началу 2007 года внедрение электронных решений, которые гарантируют соблюдение актов, правил и стандартов, касающихся деятельности современных корпораций, станет главной статьей ИТ-бюджетов.

Эксперт компании Gartner Лейн Лескела на страницах Wall Street Journal указывает, что на американском рынке действуют не менее 50 компаний, которые предлагают услуги по внедрению программных продуктов, предназначенных для обеспечения соблюдения закона Сарбейнса—Оксли. Лидерами в этом рыночном сегменте являются прежде всего крупные производители бизнес-программ, а также аудиторские фирмы «большой четверки»; весьма успешно действуют и менее известные поставщики.

В настоящее время перед американскими компаниями стоит триединая задача по соблюдению новых актов в следующих сферах: корпоративного права, законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, а также правил бухучета (прежде всего в области отражения забалансовых операций и сделок с производными финансовыми инструментами). Поэтому руководители должны подойти к перестройке ИТ-систем с единой, общекорпоративной точки зрения: добиться максимальной интеграции внедряемых программ и не допустить формирования новых технологических структур на базе разрозненных приложений с пересекающимися функциями. Самым важным условием успеха в этом деле является введение общей для всей корпорации и внутренне последовательной совокупности определений, касающихся типов сделок, категорий клиентов, сегментов рынка и т. д. Этот шаг позволит обеспечить единство и взаимную согласованность процессов сбора исходных данных, их обработки и представления итоговой информации.

Весьма актуально выполнение этой задачи для банков. По оценкам экспертов консультационной фирмы DiamondCluster и исследовательской компании TowerGroup, при правильном подходе американские банки могли бы сэкономить 25-30% затрат на ИТ-инструментарий, обеспечивающий соблюдение актов, правил и стандартов. Кристофер Формант, вице-президент консультационной фирмы BearingPoint, на страницах American Banker указывает: «Корпорации, предоставляющие финансовые услуги, особенно склонны к такого рода перерасходам из-за характерной для них многослойности управленческих и информационных структур». Поиски эффективного решения этой проблемы должны стать предметом особого внимания членов советов директоров и топ-менеджеров.

Взаимоотношения с акционерами

Управление взаимоотношениями с нынешними и будущими акционерами, кредиторами и иными контрагентами сейчас переживает настоящий бум: во многих крупных фирмах введены специальные менеджерские должности (Investor Relations Officer, IRO) и организованы соответствующие подразделения, которые тесно сотрудничают с аппаратами корпоративных секретарей, отделами финансов и связей с общественностью. Web-сайты современных компаний теперь уже немыслимы без специальных IR-разделов.

Нам представляется необходимым остановиться на шести главных аспектах применения ИТ-систем в целях улучшения взаимодействия корпораций с инвесторами.

Проведение интерактивных Internet-форумов в дополнение к традиционным выездным мероприятиям, организуемым в преддверии размещения новых выпусков ценных бумаг. Такие виртуальные встречи обходятся гораздо дешевле, экономят физические силы руководителей и позволяют компании убедить в перспективности своего бизнеса более широкие круги потенциальных покупателей акций и облигаций — не только институциональных инвесторов в крупных финансовых центрах, но и индивидуальных в провинции.

Онлайновые трансляции телефонных и видеоконференций высших должностных лиц и их выступлений на важнейших корпоративных, отраслевых и иных мероприятиях. Применение таких средств играет особую роль в компаниях, имеющих рассредоточенные структуры акционерного капитала и кредитных ресурсов, мобилизованных в форме облигационных займов (иными словами, в корпорациях, ценные бумаги которых принадлежат множеству владельцев мелких пакетов). Это важно не только с точки зрения резкого увеличения охватываемой аудитории, но и в целях снижения числа личных обращений инвесторов в органы управления, пресечения неблагоприятных слухов и появления недостоверной информации в виртуальных клубах и гостиных.

Электронное голосование на общих собраниях акционеров. В США голосование бумажными бюллетенями стремительно уходит в прошлое. Наибольших успехов в этом направлении достигли, конечно, такие высокотехнологические компании, как Dell, IBM, Intel. Экономия на каждом акционере, голосующем через Internet, составляет около 40 центов, что весьма существенно для корпораций с миллионами владельцев акций. Немаловажен и рост доли собственников, участвующих в принятии важнейших корпоративных решений. Наконец, акционеры, получившие возможность легко и быстро проголосовать по вопросам повестки дня на Web-сайте, могут заинтересоваться достоинствами товаров, выпускаемых компанией, и стать их покупателями. Как указывает руководитель отдела по связям с инвесторами компании Dell Линн Тайсон, из хороших акционеров получаются хорошие клиенты.

Онлайновое приобретение акций и реинвестирование дивидендов непосредственно на корпоративных сайтах. По данным корпорации Sharebuilder, схемы прямых покупок акций через Internet используют около половины корпораций из списка Fortune 500. Это позволяет повысить активность фондовой торговли и стимулировать спрос со стороны индивидуальных, в том числе и иностранных, инвесторов. Именно эта категория владельцев капитала может обеспечить определенную страховку в трудные периоды, когда крупные институциональные инвесторы начинают массированные продажи ценных бумаг с целью зафиксировать прибыль или избежать убытков.

Автоматическая рассылка уведомлений, пресс-релизов, годовых отчетов и иной информации по электронной почте. Средние затраты на подготовку и рассылку материалов снижаются с 5-8 долл. до 1 долл. на одного адресата. Кроме того, корпорации получают возможность поддерживать практически постоянную связь со своими контрагентами, отслеживать и анализировать изменения в составе владельцев акций и облигаций и в результате — выделять наиболее перспективные слои инвесторов и налаживать работу с ними.

Размещение интерактивных годовых отчетов на Web-сайтах корпораций. Эти электронные документы помогают компаниям создавать базы данных о пользователях и об их предпочтениях при работе с отчетами (о том, какие разделы документов представляют для них наибольший интерес). Перевод финансовой отчетности американских фирм в интерактивную форму был значительно облегчен тем, что еще в 1992 году Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам начала принимать корпоративную отчетность через систему сбора, анализа и воспроизведения электронных данных Edgar. В 2001 году эта система была переведена в Internet и стала площадкой для онлайнового взаимодействия между инвесторами, эмитентами и Комиссией.

В США и многих европейских странах сейчас действует множество компаний, которые предлагают полный спектр услуг по ИТ-обеспечению отношений, поддерживаемых корпорациями с внешним миром. Одна из самых известных американских фирм, работающих в данной области, — Corporate Communications Broadcast Network, в марте 2004 года она вошла в состав корпорации Thomson. Развивается и такой бизнес, как предоставление доступа к интерактивным годовым отчетам корпораций на Web-сайтах специализированных фирм. Так, на сайте AnnualReports.com можно познакомиться с отчетами 2700 компаний. Кроме того, корпорации-подписчики могут перевести свои отчеты в интерактивную форму.

Стратегический взгляд

Современное корпоративное управление немыслимо без интенсивного и последовательного внедрения новейших ИТ. Главное условие успеха — максимальная интеграция всех применяемых систем, которые должны быть подчинены единой цели содействия совету директоров в обеспечении эффективного руководства компанией (надзора за деятельностью топ-менеджеров в сферах реализации корпоративной стратегии, осуществления внутреннего контроля и поддержания надлежащих отношений между корпорацией и ее контрагентами). Важно подчеркнуть: поскольку данная сфера деятельности развивается, как правило, путем аутсорсинга, она быстро превращается в отдельный и весьма перспективный вид бизнеса для производителей программного обеспечения, системных интеграторов и других технологических компаний.

Не следует считать, что описанные процессы происходят исключительно в развитых странах. Необходимость привлечения инвестиций требует налаживания цивилизованных, опирающихся на современные технологии отношений с акционерами, кредиторами, государственными органами и иными заинтересованными сторонами и в странах с переходной экономикой. Многие из рассмотренных проблем актуальны или в ближайшее время станут таковыми и для российских корпораций, а динамичным ИТ-компаниям стоит обратить особое внимание на создание оригинальных электронных решений, учитывающих национальную специфику и позволяющих обеспечить комплексный подход к проблемам корпоративного управления.

Мария Грачева — старший финансовый эксперт московского представительства консультационной компании Ecorys Nederland, mgracheva@nei.ru