Служба новостей IDG, Нью-Йорк

Когда три с половиной года назад разыгрывалась драма под названием «Покупка корпорации Compaq Computer компанией Hewlett-Packard», никто не ожидал, что совет директоров HP, как опытный драматург, прибережет напоследок сообщение, достаточно сенсационное даже для такого грандиозного объединительного процесса

Ей пришлось сражаться практически за каждый дюйм дороги к объединению HP и Compaq. Силы притяжения и отталкивания, которые пробудило решение об этой сделке, были настолько велики, что Карлтон Фьорина не могла не попасть под их влияние. Гигантский портфель продуктов, за который она фактически поручилась, должен был стать результатом гораздо более серьезных процессов, нежели простое сложение имеющегося у двух компаний. Фьорина «выжимала» экономию из оптимизации операций, но слияние все равно не дало HP мирового господства по большинству направлений — только группа принтеров добилась неоспоримого лидерства. На момент закрытия торгов 10 февраля 2005 года стоимость акций компании была на 33% меньше стоимости ее акций в тот же день 1999 года, когда впервые прозвучало имя нового главы HP. Совет директоров HP принял решение об увольнении Фьюрины, объяснив его расхождениями по вопросу о том, как реализовывать стратегию компании, но не различием позиций относительно стратегии как таковой. Фьорина приводила всевозможные доводы за то, что HP необходимо расширять и максимально разнообразить пакет предложений, чем вызвала на себя огонь критики со стороны ряда аналитиков и инвесторов, которые препочли бы, чтобы HP избавилась от балласта в виде подразделения ПК и сосредоточилась на доходном деле — производстве принтеров. Призывы к разделению компании звучат все чаще, и с уходом Фьорины будущее HP как единой компании оказывается под большим вопросом.

Новый председатель совета директоров HP Роберт Уэйман, временно занявший кресло генерального директора, не дает ответа на вопрос, рассматривает ли совет идею разделения, повторяя лишь, что компания не планирует менять стратегию и речь идет об ускорении ее реализации. Нора Денцел, генеральный менеджер HP по вопросам программного обеспечения, возглавляющая инициативу компании в области адаптивных вычислений, заявила: «Руководство и совет директоров единодушны относительно стратегии в целом. Различия между советом и Фьориной состоят в том, как выполнять этот план».

Все эти годы Фьорина направляла усилия на воплощение своего представления об объединенной компании, так сказать, в его операционной части. В ноябре 2000 года HP вложила 470 млн. долл. в производителя программных средств промежуточного слоя Bluestone — фактически лишь для того, чтобы впоследствии уйти с этого рынка. Перед тем как остановить свой выбор на Compaq, Фьорина вела переговоры с PricewaterhouseCoopers о покупке бизнеса профессиональных сервисов. Эта сделка не состоялась из-за слишком высокой цены — 18 млрд. долл. Спустя два года IBM купила PricewaterhouseCoopers Consulting за 3,5 млрд. долл.

«Охотник за головами», директор агентства Christian & Timbers Стивен Мейдер, «стараниями» которого Фьорина и пришла в HP в 1999 году, видит, что HP необходимы перемены, и ожидает, что компания найдет руководителя, подобного Лу Герстнеру, пришедшему в IBM в 1992 году из совершенно другой отрасли. Он не имел технических знаний — и добился преображения корпорации из неповоротливой махины, знаменитой главным образом своим «железом», в гибкую организацию, занимающуюся предоставлением услуг. По мнению Мейдера, генеральный директор будет назван очень скоро, это будет «человек со стороны», способный сосредоточиться на стратегии. «Что сейчас нужно HP, так это решительность. Все досужие разговоры должны быть прекращены, иначе это окажется для компании губительно, — считает Мейдер. — Им нужен человек типа Герстнера, способный командовать компанией как войском и говорить каждому третьему: ?Ты что-то имеешь против такой стратегии? Ты уволен?».

Этот подход придется по вкусу инвесторам, хотя и не завоюет популярности у сотрудников самой HP. Действия Фьорины были также достаточно агрессивны — и это в компании, знаменитой своей лояльностью к сотрудникам. В результате перемены нередко вызывали только ропот. Многие теперь радуются ее уходу.

Аналитики считают, что главная задача HP состоит в том, чтобы извлечь как можно больше преимуществ из собственного разнообразия.

«Компания сама не создавала внутри себя эти многочисленные структуры, в которых различные подразделения занимаются перекрестными продажами друг другу, — говорит Дуглас Хейвард, аналитик компании Ovum. — Речь не идет о том, что все надо кардинально менять, но в нынешнем состоянии работа организована явно не оптимально».

Фьорина предоставила бизнес-подразделениям столь значительную свободу, что с ходом времени ей стало все сложнее убеждать отрасль, что HP лучше оставаться единой компанией, полагает Эндрю Батлер, аналитик Gartner.

«Мы в Gartner понимаем, что единство HP пойдет ей только на пользу, — признает Батлер. — Однако хотелось бы увидеть, как квазинезависимое подразделение ПК и квазинезависимое подразделение систем хранения и серверов будут работать вместе».

В Ovum призывают HP продать бизнес ПК. Но, во всяком случае до назначения нового генерального директора, таких радикальных мер ждать не стоит. В аналитическом отчете Goldman Sachs утверждается, что заявление о том, что разногласия с Фьориной носят операционный, а не стратегический характер, служит, по существу, заверением, что компания не собирается отказываться от части своих бизнес-подразделений.

Группа корпоративных систем HP находилась под наиболее пристальным контролем с момента слияния. Запуск в прошлом году «сырой» системы обработки заказов привел к тому, что у компании скопилось необработанных заказов на сотни миллионов долларов. Это повлекло за собой увольнение Питера Блэкмора, исполнительного вице-президента группы, а также еще двоих топ-менеджеров.

Группа постоянно стремилась удержать рентабельность и увеличить долю рынка. В 2000 году объединенные серверные подразделения HP и Compaq, по оценкам Gartner, были эквивалентны крупнейшей в мире компании с оборотом в 15 млрд. долл. и 28% рынка. Сейчас по этому направлению HP уступает IBM, доля рынка которой выросла за период с 2000-го до 2004 года с 25 до 31%. Оборот серверного подразделения HP снизился до 9,5 млрд. долл., а доля рынка — до 27%. Подобные же проблемы переживает и подразделение систем хранения. HP сократила число специалистов по поддержке систем хранения в организациях, занятых продажами и поддержкой, в результате чего стала уступать передовые позиции таким компаниям, как EMC. Настойчивое стремление добиваться рентабельности на уровне бизнес-подразделений заставило HP сокращать расходы в таких областях, как поддержка, исследования и разработка, а это неизбежно привело к снижению конкурентоспособности.

В ближайшей перспективе уход Фьорины не отразится на операциях компании. Исполняющий обязанности генерального директора Роберт Уэйман проработал в HP более трех десятилетий и пользуется доверием и уважением как среди сотрудников, так и среди представителей рынка. В то же время Мейдер не считает его кандидатом на этот пост на длительную перспективу.

Новый курс HP зависит от выбора генерального директора. В самой компании лишь несколько претендентов на повышение, хотя одно имя звучит достаточно громко — это Энн Ливермор, которая сейчас возглавляет группу HP Technology Services Group и курирует работу подразделений корпоративных систем и средств хранения, программного обеспечения и услуг. Кандидатура Ливермор рассматривалась вместе с кандидатурой Фьорины. Она придерживается стиля руководства «старой HP», и это после автократичного правления Фьорины сулит ей большую популярность у сотрудников компании, однако не исключено, что на Уолл-стрит ждут более радикальных перемен. Так или иначе, пока явного преемника у теперь уже бывшего генерального директора HP нет.


Основные вехи карьеры Карлтон Фьорины в компании Hewlett-Packard

Кульминацией карьеры Карлтон Фьорины в компании Hewlett-Packard является покупка в 2002 году корпорации Compaq Computer. На счету Фьорины руководство многими другими значимыми событиями, в том числе вывод на рынок компьютерных систем на базе Itanium, выделение в отдельный бизнес компании Agilent Technologies, создание новой сервисной организации в самой HP, а также изменение приоритетов в пользу потребительского рынка. Вот самые важные моменты деятельности Карлтон Фьорины во время ее пребывания у руля HP

Январь 2005 года. HP объявила о намерении объединить подразделения ПК и принтеров в новую организацию под руководством Вьомеша Джоши, который возглавлял подразделение, занимающееся принтерами. Аналитики отмечают, что HP стремилась во что бы то ни стало сохранить рентабельность своего подразделения ПК в течение всего периода, прошедшего с момента покупки Compaq. Компании в этом серьезно мешала Dell, конкуренция с которой не позволила HP получить максимальную долю мирового рынка.

Декабрь 2004 года. HP прекращает свое участие в дальнейшей разработке микропроцессорной архитектуры Itanium, отдав все на откуп корпорации Intel. Кроме того, HP отказывается от планов по интеграции приобретенной с Compaq технологии Tru64 Unix в свою операционную систему HP-UX.

Август 2004 года. Уволены трое высокопоставленных руководителей из-за проблем, возникших в группе корпоративных решений HP, в результате чего компания не достигла финансовых показателей, намеченных на этот квартал.

Январь 2004 года. HP раскрывает детали своей стратегии в области цифровых развлечений: спектр продуктов и партнерских соглашений, благодаря которым компания намерена занять лидирующие позиции на рынке домашних устройств для воспроизведения музыки, кино, телевидения и фотографии.

Май 2003 года. HP отмечает годовщину покупки Compaq, анонсировав свою маркетинговую стратегию Adaptive Enterprise, призванную помочь предприятиям в согласовании требований бизнеса и ИТ. Позже Фьорина согласится с тем, что этот термин вызвал определенную дезориентацию у пользователей.

Май 2002 года. HP официально завершает сделку по покупке Compaq и начинает совместные операции. Компания меняет свой индекс на бирже с HWP на HPQ. По словам Фьорины, этот шаг — признание вклада обеих компаний в формирование новой HP.

Апрель 2002 года. Суд штата Делавэр вынес решение в пользу HP, отвергнув обвинение, выдвинутое в судебном иске Уолтером Хьюлеттом, акционером и сыном одного из основателей компании, Уильяма Хьюлетта. Хьюлетт-младший утверждал, что голосование акционеров HP по поводу покупки Compaq, проведенное месяцем раньше, должно быть аннулировано из-за вводящих в заблуждение утверждений и давления на акционеров со стороны топ-менеджеров HP. В мае Хьюлетт, который был выведен из состава совета директоров HP после того, как взял на себя роль главного критика предстоящего слияния, заявил, что он не намерен опротестовывать это решение.

Октябрь 2001 года. Фьорина называет тех, кто станут во главе компании: сама она по-прежнему будет занимать пост генерального директора, а глава Compaq Майкл Капеллас станет президентом.

Сентябрь 2001 года. Обнародуются планы, касающиеся приобретения корпорации Compaq путем обмена акций на сумму 25 млрд. долл., в результате чего будет создана гигантская ИТ-компания, которая, согласно прогнозам, будет иметь годовой объем продаж 87,4 млрд. долл. и доход от операций 3,9 млрд. долл.

Март 2001 года. HP создает новое бизнес-подразделение, HP Services, которое предлагает услуги консалтинга, аутсорсинга, поддержки, обучения и разработки систем.

Октябрь 2000 года. HP объявила о намерении приобрести компанию Bluestone Software, выпускающую программное обеспечение промежуточного слоя. Эта сделка стоимостью 470 млн. долл. оказалась неудачной: менее чем два года спустя HP отказалась от выпуска серии продуктов Bluestone, вообще покинув рынок программных средств промежуточного слоя.

Сентябрь 2000 года. Фьорина избрана председателем совета директоров HP.

Июль 1999 года. 19 июля HP назначает 44-летнюю Карлтон Фьорину президентом и генеральным директором. Таким образом, были завершены продолжавшиеся более пяти месяцев поиски замены Лью Платту, который объявил о намерении покинуть пост генерального директора. HP отмечает, что Фьорина работала в должности президента подразделения Lucent Global Service Provider Business компании Lucent Technologies. В резюме Фьорины говорится о том, что в 1996 году она принимала участие в отделении компании Lucent от AT&T. До этого она работала в AT&T. Годовой объем продаж подразделения Lucent в тот период, когда им руководила Фьорина, превысил 20 млрд. долл.


Hewlett-Packard без Фьорины: что будет с бизнесом ПК

Одна из тем ожесточенных споров, сопровождавших приобретение в 2002 году HP корпорации Compaq Computer, была связана с нежеланием многих топ-менеджеров и акционеров HP любой ценой наращивать долю компании на малодоходных, не сулящих ощутимых прибылей рынках, к которым относится и рынок ПК.

На протяжении последних нескольких лет оборот рынка ПК увеличивался примерно на 10%, но ожидается, что в 2005 и 2006 годах эти темпы снизятся. По мнению аналитиков IDC и Gartner, в ближайшее время даже самые лояльные клиенты HP сократят объемы закупок нового оборудования.

Фьорина верила в то, что приобретение бизнеса ПК Compaq и фактическое уравнивание доли с Dell поможет HP увеличить продажи высокорентабельных серверов и услуг за счет предложения клиентам полного набора интересующего их оборудования. На протяжении 2001 и 2002 годов директор Hewlett-Packard утверждала, что компания, занимающая первую или вторую строчку сразу в нескольких секторах отрасли ИТ, способна предоставить клиентам исчерпывающий перечень продуктов.

Однако по прошествии почти трех лет после сделки бизнес HP, связанный с ПК, едва ли можно назвать успешным. В третьем квартале прошлого года оборот подразделения ПК достиг 6,5 млрд. долл., а прибыль составила лишь 78 млн. долл. Эти цифры говорят сами за себя. Для сравнения следует отметить, что принтеров компания продает на ту же сумму, но прибыль здесь оценивается уже в 1,1 млрд. долл.

В январе Фьорина попыталась консолидировать направления принтеров и ПК под крылом руководителя подразделения принтеров Вьомеша Джоши. Этот переход осуществлялся в надежде на то, что Джоши сможет перенести на сектор ПК свои высокорентабельные технологии управления.

Финансовый аналитик компании Merrill Lynch Стивен Милунович уже призывал совет директоров отказаться от объединения бизнеса принтеров с бизнесом ПК. Недавно Милунович написал повторную записку, в которой указал, что разделение бизнеса принтеров и ПК в отдаленной перспективе просматривалось и раньше, но с уходом Фьорины возможностей для такого развития событий стало значительно больше.

В исследовательской компании Ovum согласны с тем, что руководству HP следует высвободить ресурсы, занятые в бизнесе ПК, и перебросить их на направления, имеющие стратегическое значение, в частности в область производства серверов и сектор услуг. В декабре, как раз накануне объявления IBM о продаже бизнеса ПК компании Lenovo Group, аналитики Gartner опубликовали отчет, в котором говорилось, что крупные корпорации «устали» от рынка ПК.

Впрочем, существует и другая точка зрения, согласно которой клиенты компании только вы?играют, если получат возможность приобретать ПК, принтеры, серверы, системы хранения и сетевое оборудование у одного производителя.

«Почему все считают, что бизнес ПК обязательно должен приносить деньги? — спрашивает директор компании NPD Techworld по промышленному анализу Стивен Бейкер. — Может быть, ему отводится роль наживки компьютерного мира, убыточного предприятия, призванного поддерживать другой бизнес.

Мне думается, корпорации HP лучше все-таки сохранить свое подразделение ПК. Будем надеяться, что новому руководству удастся увеличить долю брэндов HP на рынке, а перед командами продавцов серверов и ПК откроются новые возможности совместного продвижения своих продуктов».

Два других представителя лидирующей на рынке ПК тройки имеют на этот счет свое мнение. IBM отказалась от бизнеса ПК, ради того чтобы сконцентрироваться на высокодоходных продажах программного обеспечения и услуг.

Это решение было принято несмотря на протесты клиентов, которые наряду с серверами хотели покупать и ноутбуки ThinkPad. Компания Dell в свою очередь перенесла мощь, накопленную за долгую историю развития направления ПК, в быстрорастущую область серверов, систем хранения, сетевых средств и принтеров.

«Фьорина заслуживала права на приобретение Compaq и сбор всех продуктов под одним флагом, но объединенная компания оказалась не в состоянии в полной мере использовать опыт, накопленный блестящими инженерами и специалистами по маркетингу, — отметил научный директор ассоциации The Envisioneering Group Ричард Догерти. — Подразделения, работающие под новым руководством, должны быть более конкурентоспособными. Их соперникам из Dell и IBM приходится держать ухо востро. Клиенты же останутся довольны».

«Одно из наиболее серьезных препятствий на пути раздела HP связано с отсутствием потенциальных покупателей подразделения ПК, — считает Бейкер. — Отделение, может, и имеет смысл, но трудно прогнозировать, насколько крепким окажется независимый бизнес ПК HP и сможет ли он стать более прибыльным».

Как бы то ни было, новому руководству HP в любом случае придется находить способы увеличения дивидендов, получаемых от реализации широкого спектра продуктов в рамках многопрофильной компании, как это задумывала Фьорина, начиная процесс интеграции с Compaq, или же изыскивать какие-то иные пути, приносящие дополнительную отдачу акционерам, которые за последние три года метаний HP начали терять терпение.

Том Кразит, Служба новостей IDG, Сан-Франциско

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями