Решения «1С» в образовательных учреждениях

Около 300 представителей вузов России и стран СНГ приняли участие в пятой конференции, посвященной применению разработок «1С» в образовательных учреждениях. В этом году интерес к мероприятию подогревался двумя обстоятельствами. Во-первых, разработкой новых государственных образовательных стандартов, в которые предлагается включить автоматизацию бухгалтерского учета и аудита, оперативного учета и контроля, автоматизированную обработку финансовой и налоговой информации. Во-вторых, в 2005 году вузы, как и все бюджетные учреждения, переходят на новый план счетов и порядок учета, предполагающий автоматизированное его ведение, и соответственно заинтересованы в знакомстве с новой конфигурацией «1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений».

Рынок ждет

Номинальное внимание государства к ИТ-отрасли сегодня очевидно и чиновниками декларируется намерение учитывать ее нужды, на практике же, как водится, не все гладко. Так, по словам директора «1С» Бориса Нуралиева, хотя предложения добавить в новые стандарты специализации по автоматизации расчета заработной платы и торговому учету и получили устное одобрение, реально это ни во что не вылилось: в стандартах «Прикладная математика» и «Прикладная информатика» они отражения не нашли, несмотря на несомненную заинтересованность экономики в таких специалистах. Поэтому наиболее активные вузы не ждут милостей от «природы», действуя в рамках той свободы, которую им дает стандарт на программы обучения. На базовой кафедре «1С», где в прошлом году уже велось преподавание по продуктам на платформе «1С:Предприятие 8.0», учатся студенты ВШЭ, МЭСИ и даже МИФИ. Расширить их круг нет возможности, так что этот вид сотрудничества, видимо, будет развиваться путем создания базовых кафедр в партнерских компаниях.

По данным регулярных опросов многочисленных партнеров «1С», фактором номер один, мешающим развитию их бизнеса, остается нехватка квалифицированных специалистов.

Шире круг

В прошлом году в России, по данным Министерства по налогам и сборам, насчитывалось примерно 2250 тыс. юридических лиц. Более 700 тыс. из них, по оценкам «1С», используют для автоматизации своей деятельности продукты семейства «1С:Предприятие». Таким образом, вероятность того, что выпускникам экономических специальностей придется работать с одной из таких программ, довольно высока, и стремление к сотрудничеству «1С» и вузов является обоюдным.

В 2004 году было заключено 230 новых договоров об использовании программных продуктов «1С» в высших и средних образовательных учреждениях, таким образом, их общее число достигло 1900.

С одной стороны, работа с вузами для «1С» — это инструмент решения кадровой проблемы и завоевания позиций на завтрашнем ИТ-рынке, с другой — вполне рентабельное направление сегодняшнего бизнеса, несмотря на ряд существенных ценовых льгот для образовательных учреждений. Эти льготы касаются как тех вузов, что используют технологии «1С» для автоматизации собственного менеджмента, так и тех, которые применяют их в учебном процессе.

Как стать «профи»

Высокая динамика развития технологий ставит преподавателей ИТ-дисциплин и связанных с ними экономических предметов в жесткие условия: им приходится постоянно повышать квалификацию. С 2004 года появилась возможность бесплатной сертификации преподавателей в любом авторизованном центре (раньше сдавать экзамены можно было только непосредственно в «1С» либо на выездных аттестациях).

Молодежь к непрерывным изменениям адаптируется легче: типичный столичный внедренец «1С» — «свежий» выпускник вуза. И это во многом результат партнерства разработчика с учебными заведениями: сегодня студенты могут получать сертификацию по программе «1С:Профессионал», сдавая экзамены в стенах родного института.

Кроме того, с прошлого года «1С» начала использовать Internet-курсы для обучения работе с восьмой версией своей платформы, и результаты оказались позитивными. Из 400 слушателей, прошедших обучение через Сеть в 2004 году, свыше 90% сдали сертификационный экзамен с первой попытки.