Служба новостей IDG, Сан-Франциско

Бизнес-модель, основанная на лицензировании интеллектуальной собственности, менее затратна, нежели производство процессоров
Меттью Пери

Компания Transmeta планирует до конца марта переориентировать свою деятельность на лицензирование интеллектуальной собственности на архитектуру низкоэнергоемких процессоров.

Отчетные документы, поданные компанией в Комиссию США по ценным бумагам и биржам в августе прошлого года, должны были послужить предупреждением инвесторов, что если она по-прежнему будет нести убытки, то ей придется сменить приоритеты и в качестве основного направления деятельности выбрать лицензирование своих технологий. Согласно заявлению компании, у нее есть определенные планы по расширению лицензионной деятельности, и сейчас компания проводит «оценку экономического состояния текущей бизнес-модели, охватывающей проектирование, разработку и продажи x86-совместимых микропроцессоров».

Как заметил Грег Роз, директор Transmeta по маркетингу, бизнес-модель, основанная на лицензировании интеллектуальной собственности менее затратна, нежели производство и продажи процессоров. У компании нет собственных фабрик по производству микросхем, производство обходится очень дорого, кроме того, требуется нести затраты, связанные с тестированием и распространением, которых можно было бы избежать, если бы компания отказалась от продажи процессоров.

До 31 марта компания намерена сократить число рабочих мест с тем, чтобы снизить расходы, и рассчитывает впервые за всю свою историю добиться рентабельности. В компании планируют по-прежнему выполнять заказы своих клиентов на процессоры Crusoe и Efficeon, но в основном, как подчеркнул генеральный директор Transmeta Меттью Пери, она будет заниматься лицензированием.

Transmeta обратилась к инвестиционной компании Perseus Group в поисках партнеров, которые помогут ей продолжить поставку процессоров нынешним клиентам.

Transmeta стала первым производителем, выпустившим низкоэнергоемкий процессор для ультраноутбуков и встроенных устройств с поддержкой системного программного обеспечения Microsoft. Руководство Transmeta уверено в том, что реализуемый ею подход к проектированию процессоров (при котором изначально учитывается, с каким именно ПО данный процессор будет работать) позволил компании открыть новую эпоху мобильных вычислений, но ей не удалось добиться коммерческого успеха на базе этой технологии.

Создание компании можно назвать классическим для периода преувеличенных ожиданий, вызванных бумом Internet-компаний в 2000 году. После драматичного завершения этого периода Transmeta понесла убытки в размере почти 600 млн. долл. в тщетных попытках конкурировать с Intel на рынке мобильных систем. Transmeta так и не смогла убедить ведущих производителей персональных компьютеров, таких как Dell и Hewlett-Packard, что низкий уровень энергопотребления, свойственный ее процессорам, дает пользователям достаточные преимущества для того, чтобы восполнить разницу в производительности между продуктами Transmeta и решениями других компаний.

Выпускаемый компанией процессор Crusoe потребляет меньше энергии, чем другие процессоры для мобильных компьютеров, но он не в состоянии сравниться по производительности с другими процессорами.

В Crusoe используется архитектура VLIW (Very Long Instruction Word — «очень длинное слово команды») и необходимо специальное программное обеспечение для преобразования кода, чтобы работать с архитектурой x86, используемой в процессорах Intel и AMD, а также операционной системой Microsoft Windows.

Подобная опирающаяся на программное обеспечение архитектура значительно снижает уровень энергии, потребляемой процессором, поскольку переносит значительную часть обработки «с транзисторов» на программы. Однако программная реализация не может сравниться с аппаратной по эффективности. Первые версии были не очень надежны, а в 2001 году популярность Crusoe еще больше упала из-за проблем с производством.

Последний процессор компании, получивший название Efficeon, значительно превосходит Crusoe по производительности при сравнимом уровне энергопотребления. Однако с тех пор Intel практически монополизировала рынок мобильных компьютеров стандартной архитектуры, предложив процессор Pentium M, также рассчитанный на низкое энергопотребление.

Наибольшего успеха Transmeta добилась в Японии, где спрос на ультрамобильные ноутбуки выше, чем в других странах. Fujitsu и Sharp выпустили тонкие мобильные компьютеры и «блокноты» с процессорами Transmeta, а HP использует эти процессы в своих планшетных ПК и устройствах тонкого клиента. Однако ни один из этих компьютеров не выпускается в объеме, достаточном, чтобы бизнес Transmeta стал рентабельным.

Новый план компании предусматривает заключение лицензионных соглашений с другими производителями процессоров на разработанную Transmeta технологию управления питанием. Компания ранее уже подписала лицензионные соглашения на свою технологию LongRun 2 с Fujitsu и NEC, а две недели назад объявила и об установлении аналогичных партнерских отношений с Sony.

Помимо технологий, таких как LongRun2, в Transmeta планируют лицензировать архитектуру своих микропроцессорных ядер, следуя примеру ARM и MIPS Technologies.

С момента выхода на фондовый рынок в 2000 году, согласно данным, переданным во втором квартале прошлого года в Комиссию по ценным бумагам и биржам, Transmeta понесла убытки на общую сумму 591 млн. долл. В третьем квартале компания по-прежнему теряла деньги, но сейчас примерно 50% доходов компании поступает от лицензионных сделок.