DigiTimes.com, специально для Computerworld Россия

Призыв к крупномасштабной ревизии взаимоотношений с заказчиками на деле мог означать лишь попытку восстановить доверие акционеров
Вячеслав Соболев — обозреватель тайваньского информационного агентства DigiTimes, специализирующегося на ИТ-новостях юго-восточной Азии

Тайваньским производителям ноутбуков пора наконец пересмотреть свои типовые бизнес-стратегии и отказаться от губительной практики «агрессивного ценообразования», ставящей под сомнение жизнеспособность всей этой индустрии. Примерно такими словами можно вкратце охарактеризовать суть заявлений, с которыми в канун Нового года по лунному календарю (традиционное время практически полного прекращения деловой активности во многих азиатских странах) выступили руководители сразу трех ведущих компаний, выпускающих портативные компьютеры.

Тон задал генеральный директор компании Quanta Computer Майкл Ванг, из уст которого и прозвучали слова об агрессивном ценообразовании. По его мнению, отрасль производства ноутбуков на Тайване уже дозрела до такого состояния, когда компаниям не нужно демпинговать в борьбе за заказы. Ванга поддержал Рэй Чен, президент Compal Electronics, призвавший коллег по цеху сосредоточить основное внимание и на других результатах своей работы — помимо наращивания оборотов. Дальше других пошел Саймон Лин, председатель совета директоров компании Wistron, которая в 2001 году была выделена из состава Acer. Он заявил, что, продолжая соревноваться между собой в сбивании цен, местные компании могут поставить под вопрос сам факт существования на Тайване такой отрасли, как производство ноутбуков.

Конечно, последнее предостережение уже из разряда преувеличений. Тайваньским компаниям, по оценкам тайбэйского центра Market Intelligence Center, по итогам 2004 года принадлежало около 70% мирового рынка ноутбуков, и многие считают, что это не предел. Рынок портативных компьютеров продолжает расти. Прогнозы на ближайшие месяцы и на более отдаленную перспективу в целом носят оптимистичный характер в отношении как общемировых объемов продаж ноутбуков, так и успехов отдельно взятых тайваньских компаний, включая и Quanta, и Compal, и Wistron. Так что жизнеспособности индустрии производства ноутбуков на Тайване в обозримой перспективе явно ничего не угрожает. Зрелость ее, напротив, не вызывает практически никаких сомнений. Однако сама по себе констатация этого факта, пусть даже и генеральным директором Quanta Computer, вряд ли дала бы обильную пищу для размышлений.

Единодушие, проявленное руководителями Quanta, Compal и Wistron, примечательно вот по какой причине. Если сложить вместе объемы поставок ноутбуков, изготовленных на заводах этих компаний в прошлом году, получится около 22 млн. единиц, т. е. свыше 40% мирового рынка. Иными словами, свой призыв провести ревизию бизнес-стратегий они в первую очередь могут и должны адресовать самим себе, как добившимся наибольших успехов в деле претворения в жизнь практики агрессивного ценообразования. Но тогда получается, что это уже и не призыв, а, по сути, попытка коллективного выступления — своего рода программное заявление некоего еще не вполне сформировавшегося, но уже достаточно внушительного по размерам альянса.

У Quanta, к примеру, объемы поставок ноутбуков почти в полтора раза выше, чем у каждого из лидеров рейтинга IDC — Dell и HP. Противоречия в этом нет: тайваньские брэнды ноутбуков по-прежнему считаются слабыми (за исключением разве что Acer и ASUSTeK), поэтому производители в основном занимаются выпуском продукции под торговыми марками японских и американских компаний. По данным DigiTimes, на предприятиях тайваньских подрядчиков выпускаются все ноутбуки HP и Apple, свыше 90% — Dell, свыше 70% — Toshiba, около 60% — Sony и т. д. При этом Quanta производит продукцию для всех перечисленных компаний, а Dell и HP размещают свои заказы также на заводах Compal и Wistron.

Слабость собственных торговых марок не позволяет Quanta, Compal и Wistron «в открытую» диктовать свои условия Dell и HP. Но и те в свою очередь имеют ограниченное пространство для маневра. У производителей меньшего масштаба может просто не оказаться таких мощностей, которые позволили бы удовлетворить запросы этих компаний, стремящихся во что бы то ни стало сохранить свои позиции на рынке и при этом отчаянно соперничающих между собой.

В HP, как свидетельствуют некоторые эксперты, придерживаются более гибкой политики во взаимоотношениях с тайваньскими подрядчиками, поддерживая контакты с большим их числом и стараясь более или менее равномерно распределять заказы. Но именно HP в тех же кругах чаще других называют первым из возможных кандидатов на то, чтобы пойти на уступки тайваньским производителям ноутбуков. Правда, при одном условии: если слова об отказе от «ценовой аргументации» в соперничестве за заказы не останутся только словами и будут подкреплены реальными действиями.

Основания сомневаться в этом имеются. Дело в том, что все три компании, руководители которых оказались столь синхронно единодушны в оценках нынешнего состояния индустрии производства ноутбуков на Тайване, намерены в текущем году существенно увеличить объемы поставок продукции. В Wistron и вовсе собираются их удвоить по сравнению с 2004 годом. При таком раскладе велик соблазн как минимум придержать на несколько месяцев фактический отказ от практики «ценовой аргументации» в соперничестве за крупные контракты. К тому же в последнее время вновь обострился давний конфликт между тайваньскими и корейскими производителями ноутбуков. Последние обвиняют тайваньских коллег в нарушении патентных прав, пытаясь добиться санкций против них через американские судебные инстанции. Наконец, не стоит забывать и о тотальной миграции мощностей по выпуску ноутбуков в Китай, лейтмотивом которой является снижение себестоимости их производства.

Завершиться этот процесс, по оценкам специалистов, должен примерно к середине нынешнего года. Очевидно, что в таких условиях преждевременный кардинальный пересмотр бизнес-стратегии может привести к драматичным последствиям.

Обращает на себя внимание и еще одно обстоятельство. Несмотря на увеличение объемов продаж, котировки акций Quanta, Compal и Wistron на протяжении уже почти года сползали вниз, в то время как акции некоторых производителей второго эшелона (в частности, MITAC и Twinhead), напротив, в последние месяцы начали расти.

Ванг выступил со своим заявлением в день, когда акции Quanta на Тайваньской фондовой бирже упали до рекордно низкой отметки. Вслед за этим они чуть выросли. Похожая ситуация наблюдалась и с акциями Compal и Wistron. Так что своей локальной цели — приостановить падение котировок — руководители трех компаний добились. И вполне возможно, это так и останется единственным практическим результатом их демарша. Тогда по прошествии некоторого времени призывы отказаться от участия в губительных ценовых войнах вкупе с пафосными заявлениями о зрелости индустрии будут вспоминаться лишь как ловкий маневр, предпринятый с целью сбить с толку конкурентов и восстановить пошатнувшееся доверие акционеров.