Служба новостей IDG, Сан-Франциско

Сможет ли талантливый менеджер извлечь хотя бы минимальную прибыль из рынка ПК
В HP стремятся к максимальной интеграции работы двух подразделений и рассчитывают добиться этого, объединив их под началом одного человека, к тому же такого опытного руководителя, как Вомеш Джоши

Вомеш Джоши, легендарный «Ви-Джей», исполнительный вице-президент группы Imaging and Printing Group компании Hewlett-Packard, возглавит новую организационную единицу, получившую название Imaging and Personal Systems Group, которая, наряду с принтерами и другими средствами создания изображений, будет заниматься еще и персональными компьютерами.

Впрочем, целесообразность этого шага вызвала сомнения некоторых аналитиков. Подразделения Imaging and Printing Group (IPG) и Personal Systems Group (PSG) и так координировали свои действия в самых разных областях — от представления новых продуктов до цветов их корпусов, и группы продаж работали в очень тесном сотрудничестве. Стивен Бейкер, директор аналитической фирмы NPD Techworld, отметил: «Не думаю, чтобы эти подразделения смогли работать еще более тесно».

Еще в ноябре генеральный директор HP Карлтон Фьорина заявила, что бизнес персональных компьютеров не оправдывает ожиданий в отношении рентабельности. В нынешней рыночной ситуации продажи ПК не приносят особых прибылей ни одной крупной компьютерной компании, за исключением Dell. В то же время принтерное подразделение работало вполне успешно, приносило наибольшую прибыль по сравнению с другими группами и обеспечивало высокую репутацию торговой марки HP.

Обороты групп IPG и PSG за четвертый финансовый квартал, закончившийся 31 октября, оказались почти равными — 6,5 млрд. долл., но операционная прибыль последней составила только 78 млн. долл., в то время как операционная прибыль принтерного подразделения — 1,1 млрд. долл.

Время для объявления о реорганизации выбрано не случайно — в преддверии публикации показателей рынка ведущими аналитическими компаниями, а также информации о результатах очередного финансового квартала самой HP.

В HP не ожидают, что реорганизация приведет ко сколько-нибудь значительным увольнениям. Компании нужно найти возможности для сокращения расходов, но она не намерена добиваться этого за счет людей. Экономию может дать, например, интеграция цепочек поставки двух подразделений и повышение эффективности операций.

Джоши пользуется огромным авторитетом у сотрудников компании; его высоко ценят в отрасли. Принтерное подразделение добилось таких успехов во многом благодаря именно его усилиям. Карлтон Фьорина отметила заслуги Джоши, заявив в одном из выступлений: «Нет человека, способного лучше управлять работой этого нового подразделения, чем Ви-Джей». В HP стремятся к максимальной интеграции работы двух подразделений и рассчитывают добиться этого, объединив их под началом одного человека, к тому же такого опытного руководителя, как Джоши.

И все же остается неясным, сможет ли даже столь талантливый менеджер извлечь хотя бы минимальную прибыль из рынка ПК. Непонятно, как опыт Джоши в руководстве группой принтеров поможет ему на этом чрезвычайно сложном рынке.

К тому же интеграция может затруднить выделение производства ПК либо производства принтеров в отдельный бизнес. Стоит напомнить, что IBM, компания, которая фактически изобрела ПК, недавно продала этот бизнес Lenovo Group, с тем чтобы развивать другие, более прибыльные направления.

В качестве реакции на эту сделку HP заявила, что будет и дальше заниматься производством ПК, хотя некоторые аналитики и отмечали, что компания хотела бы поступить так же, как и IBM. Однако в HP заверяют, что производство ПК всегда считалось важной составляющей стратегии компании как на корпоративном, так и на потребительском рынке, так как позволяет предлагать полный пакет ИТ-решений, от ноутбуков до серверов, и все ее устройства — ПК потребительского класса, цифровые фотоаппараты и принтеры — всегда отличались идеальным взаимодействием.

Аналитики предрекали компании нелегкую жизнь еще со времени приобретения в 2001 году корпорации Compaq. В то время цены на ПК стремительно падали, и хотя на рынке наметилась некоторая стабилизация, производителям «персоналок» не придется расслабляться. Небольшой рост в этом рыночном сегменте возможен только в 2006 году. Стремясь как-то диверсифицировать свой бизнес, даже гранды отрасли вынуждены выпускать ЖК-телевизоры и цифровые плейеры, то есть продукты, которые традиционно считались сферой деятельности производителей потребительской электроники.