Михаил Горбачев в союзе с рядом известных научных и общественных деятелей намерен ликвидировать цифровое неравенство
Михаил Горбачев озабочен проблемами построения «общества знаний»

В мае 2004 года группа научных и общественных деятелей обратилась к Президенту России Владимиру Путину с предложением «начать коренную модернизацию нашей страны, взяв курс на строительство общества знаний в России, общества, основным фактором социально-экономического развития которого будет создание и применение знаний». Обращение подписали три нобелевских лауреата (Михаил Горбачев, Жорес Алферов и Виталий Гинзбург), вице-президенты Российской академии наук Геннадий Месяц и Александр Некипелов, академики-секретари РАН Валерий Макаров и Владимир Фортов, ректор МГУ Виктор Садовничий.

Для разработки соответствующей стратегии они предложили организовать постоянно действующий Российский социально-экономический форум, в рамках которого с помощью современных информационно-коммуникационных технологий будет проводиться общественная дискуссия о путях построения общества знаний в России. К работе форума предполагается привлечь не только известных ученых, но и молодых интеллектуалов, а также представителей наукоемкого бизнеса.

О реакции президента страны на обращение ничего не известно, однако в начале февраля «Росинтернетфонд» (председателем правления которого является Горбачев), при поддержке РАН, Российской академии образования, Российского союза ректоров, ряда других научно-образовательных и общественных организаций, провел открытие форума.

Как всегда на первом заседании, речь шла сразу о многом. О характерном для всего мира росте цифрового неравенства и неравенства имущественного, о специфической российской дискриминации по возрастному признаку (людям в районе 50 лет труднее приспособиться к новым реалиям, тут не поспоришь). И разных других перекосах общественного устройства.

«А в концепциях реформирования науки и образования, появившихся осенью 2004 года, уже видна прямая угроза образованному сообществу», — резюмируется в розданной участникам концепции форума.

Также организаторов форума, если исходить из концепции, беспокоит отсутствие российских брэндов на рынке высоких технологий (с этим, вообще говоря, можно поспорить) и одновременно — невозможность борьбы с производителями из Юго-Восточной Азии и Китая. Это уже звучит несколько противоречиво, поскольку «брэнды превратились в орудие дискриминации реальных производителей и закрепления неравенства между мировой элитой и аутсайдерами», и на пути производства, следовательно, ни денег, ни славы не снищешь (возможно, у Китая на сей счет свое мнение, через несколько лет узнаем). И уж совсем странно объявлять «попыткой вырваться из такого положения» создание «особых зон в Дубне, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Санкт-Петербурге».

Разумеется, не обошлось в концепции без предложения организовать круглые столы. Причем не только по профильным направлениям, но и по тем, которые хоть и «никак не привязаны к информационным технологиям и технике, но имеют самое прямое отношение к построению общества знаний». В числе профильных упомянуты все ныне модные: преодоление пресловутого цифрового неравенства, правовые вопросы, связанные с авторскими правами и открытым кодом (фигурирует даже жаргонный термин «копилефт»), развитие офшорного программирования.

Не вызывает возражения тезис о том, что «нужно обеспечить перевод и издание на русском языке лучших образцов научной литературы... При этом надо обеспечить адекватный перевод, что возможно только при условии, что переводить будут специалисты, понимающие суть проблем, а не универсальные переводчики любых текстов».

Разумеется, предполагаются контакты с международными организациями. Равно как и различные консультативные и межведомственные научные советы по направлениям, которые в СССР «имели более высокий статус, чем современные консультативные советы при ведомствах».

Чтобы упоминавшиеся круглые столы имели необходимый общественный резонанс, предполагается обеспечить подбор участников таким образом, чтобы профессиональный уровень обсуждения сочетался с возможностью донести результаты дискуссий до лиц, принимающих решения. При этом у организаторов форума есть понимание, что соблюдение баланса между «очень важными персонами» и профессионалами — дело непростое, равно как и «защита от чудаков, а также от любителей поговорить».

Насколько удастся преодолеть эти и другие трудности на пути к «обществу знаний» — время покажет.