Проблемы автоматизации труда конструкторов и технологов в машиностроении те же, что и в других отраслях

В декабре 2004 года представители ряда промышленных предприятий России и компаний, занимающихся внедрением решений для автоматизации производства, встретились на конференции CADreview VIP 2004. Организатором мероприятия выступила группа компаний Arbyte. Цель конференции состояла не столько в том, чтобы представить собравшимся новинки в области аппаратного и программного обеспечения, сколько в обсуждении проблем, возникающих на предприятиях машиностроительной отрасли при проведении автоматизации. Тем не менее собравшимся были представлены, в частности, новые системы Arbyte Alkazar TI-2 и TI-4 на базе процессоров Itanium 2.

Эти системы вышли на российский рынок в середине ноября. Кроме того, Arbyte объявила о выходе 2 декабря мобильной графической станции нового поколения — CADNavigator 2. Тестирование показало, что по сравнению с ноутбуком CADNavigator предыдущего поколения у новой модели существенно увеличилась производительность в CAD/CAE-приложениях для САПР.

Средний прирост производительности составил 98%, максимальный — 150%. CADNavigator 2 также показал хорошие результаты в системе «Компас» 3D, минимальный показатель FPS (число кадров в секунду) не опускался ниже 15 единиц, что является достаточным для комфортной работы в CAD-системе. Также участники конференции ознакомились с возможностями систем CATIA (Dassault Systems), SmarTeam (SmarTeam Corp), «Компас» и «Лоцман» (АСКОН) и ряда других.

Положение желаемое и действительное

Истекшее десятилетие было непростым для отечественных предприятий. Чтобы успешно конкурировать на рынке, компаниям машиностроительной отрасли прежде всего требуется значительно сократить сроки проведения НИОКР и подготовку производства, что является основной составляющей их деятельности.

По словам заместителя генерального директора АСКОН Максима Богданова, автоматизация подготовки производства коренным образом влияет на деятельность современного предприятия. Конструкторско-технологическая подготовка производства занимает до 90% времени, тогда как непосредственно изготовление изделия — около 10%.

Существует и такой официальный показатель: до 90% конструкторской документации уходит в корзину как тупиковое решение (полностью разработанное, но не дошедшее до производства либо такое, выпуск которого начат, но вскоре оказывается, что производство его нерентабельно). Доводка изделия методом проб и ошибок на базе опытного образца в настоящее время неприемлема по финансовым и временным затратам, и, как следствие, ведет к тому, что продукция и само предприятие становятся неконкуренто?способными.

Автоматизация подготовки производства помогает на ранней стадии проектирования избежать тупикового варианта. Кроме того, по некоторым прикидкам, эффективность такого решения можно оценить как уменьшение времени на разработку изделия в 40 раз, даже с учетом тупиковых разработок. Это огромный выигрыш, ведь на то, чтобы разработать, например, новую модификацию любого автомобиля, отечественному заводу требуется почти 8 лет, а на разработку совершенно новой модели уходит до 12 лет. Для сравнения: на Западе это делается за 8-10 месяцев от первого эскиза до постановки на производство. Между тем «от сроков выпуска, качества и точности соответствия требованиям заказчика зависят объемы реализации продукции машиностроительного предприятия, а следовательно, и все его будущее развитие», — подчеркнул Богданов.

«САПР — не просто ПО для проектирования. Сегодня в этой области все более важной становится организация работы специалистов в едином информационном пространстве, — подчеркнул Олег Кукушкин, управляющий директор Arbyte . — Решение этой задачи способно значительно увеличить эффективность и сократить сроки подготовки производства. Кроме того, важна роль САПР для контроля качества продукции».

Одним из значительных препятствий к внедрению автоматизированных систем проектирования является, разумеется, недостаток финансирования. «К сожалению, потребности предприятий сегодня практически никогда не совпадают с их возможностями», — отметил Лев Авдуевский, начальник отдела внедрения САПР ОАО «КамАЗ». Это ведет, во-первых, к использованию устаревшей компьютерной техники, во-вторых, к тому, что большинство предприятий применяют нелицензионное программное обеспечение. Только последние несколько лет эта ситуация начала меняться, правда, не оттого, что на предприятиях появились средства, а потому что системы автоматизированного проектирования стали довольно сложными. При этом компании-разработчики программного обеспечения отмечают отсутствие закона, регламентирующего сдачу и использование программных продуктов по лизинговой схеме, что хотя бы отчасти могло облегчить ситуацию.

Практики придерживаются мнения, что внедрение САПР целесообразно именно при комплексной автоматизации предприятия. Опыт ведущих разработчиков и производителей сложной продукции (авиационная и автомобильная промышленность, судостроение и др.) показывает, что автоматизации только проектирования, в узком смысле этого слова, недостаточно. Конструкторская и технологическая документация, изготовленная автоматизированным способом, должна быть принята производством. Более того, «именно цеха должны быть заинтересованы в получении от конструкторов документации, изготовленной по современной технологии», — подчеркнул Авдуевский.

Как и в других отраслях, на машиностроительных предприятиях для успеха проекта по автоматизации необходима заинтересованность руководства. Однако практически все участники конференции сошлись во мнении, что беда многих машиностроительных предприятий заключается в частой смене собственника. Новый руководитель — подчас человек временный — прежде всего бывает заинтересован в быстром получении прибыли любыми способами.

Производство его, как правило, интересует мало, поэтому стратегия развития и соответственно ИТ-стратегия на таких предприятиях отсутствуют. «Проект обречен на провал, если у него нет идеолога, а у компании — стратегии», — высказал общее мнение начальник отдела анализа собираемости автомобилей ОАО «АвтоВАЗ», дирекции по качеству Александр Корман.

Немного цифр и оценок

В 90-х годах автоматизация инженерных служб не являлась на предприятиях приоритетной в части финансирования. В последние годы, по словам Евгения Бахина, директора по маркетингу группы компаний АСКОН, ситуация стала заметно меняться. «Сегодня в российской промышленности наблюдается значительный рост — годовой показатель составляет 5-6%, — подчеркнул Бахин. — Такая тенденция во многом обеспечена возрождением транспортного машиностроения, а также ростом госзаказа в оборонно-промышленном комплексе». Тенденция 2004 года — рост конкуренции с западными производителями, к чему ведет, в частности, снижение курса доллара. Ускорению темпов развития отечественной промышленности способствует внедрение информационных технологий, поэтому российские предприятия увеличивают инвестиции в данную сферу. Для сравнения: если мировой показатель роста затрат на внедрение ИТ в 2003 году составил порядка 0,5%, то в России эта цифра достигла 26%.

Бахин отметил, что сегмент САПР является одним из самых информационно закрытых в ИТ-отрасли. Причем не только в России, но и во всем мире. Используя немногочисленные данные из разных источников, все же удалось составить некоторую картину тенденций, складывающихся в сегменте комплексных решений САПР в России и СНГ.

Что касается тенденций, наблюдаемых в машиностроении в последние годы, то это смещение интереса к интеграции автоматизированных систем по технологической подготовке изделий, систем управления данными по технологической подготовке производства и систем ERP/MRP. Предприятия стремятся к применению достоверных данных в системах управления предприятием.

Также появился спрос на системы надежного хранения информации и ее быстрого поиска. В последние два года на ряде машиностроительных предприятий стала расти выручка, часть которой они направляют на реализацию крупных проектов по автоматизации.

Однако из-за реформирования правительства появилась задержка в реализации ряда ИТ-проектов. Определенные надежды как машиностроительные предприятия, так и разработчики систем САПР возлагают на госзаказ в связи с реализацией федеральной целевой программы «Электронная Россия».