Инициатива Lycos Make Love, Not Spam

Компания Lycos Europe решила нанести спамерам ответный удар, чтобы увеличить их расходы на связь с Internet и ограничить доступность их серверов. Для этого компания выступила с инициативой Make Love, Not Spam («займемся любовью, а не спамом»), которая перефразирует лозунг противников вьетнамской войны. В рамках этой инициативы в Lycos предложили специальную экранную заставку, которая в свободное от работы пользователя время посылает бессмысленные запросы на Web-сайты спамеров. Однако спамеры — не вьетнамцы, и любить их тяжело.

По данным компании Netcraft, два из трех китайских серверов, за доступностью которых следила эта компания, оказались недоступными, а запросы на третий сильно замедлились, да и работал он неустойчиво

Естественно, все восприняли инициативу Lycos как своего рода DoS-контратаку. Однако сами представители поискового портала всячески старались отгородиться от такой трактовки своих действий и утверждали, что они не ставили перед собой цели сделать сайты спамеров недоступными, а рассчитывали только увеличить их трафик и замедлить время реакции, чтобы сделать рассылку спама более дорогой, а потому экономически невыгодной. Дело в том, что при размещении ресурсов в Web клиент дополнительно должен оплачивать и трафик его ресурса — именно эту стоимость и решили увеличить идеологи проекта Make Love, Not Spam.

По заверениям Lycos, в заставку была интегрирована определенная защита — ограничение на количество запросов, посылаемых на серверы спамеров. По задумке, используемый при этом инструментарий порождает до 3 Мбайт паразитного трафика на одного пользователя, распределяя это количество по всем целям. Причем центральный сервер проекта якобы координирует действия всех участников проекта для того, чтобы не создать слишком большой нагрузки.

Однако авторы «любви к спамерам» явно недооценили размах ненависти. Буквально в первые дни акции заставку скачали и установили несколько десятков тысяч человек. Порожденная ими армия роботов обрушилась на сайты спамеров, и удержать их в рамках приличий оказалось невозможно. По данным компании Netcraft, два из трех китайских серверов, за доступностью которых следила эта компания, оказались недоступными, а запросы на третий сильно замедлились, да и сам он работал неустойчиво. Нагрузка на остальные сайты также увеличилась. Казалось, что цель была достигнута, но не тут-то было.

Дело в том, что в дело вмешались защитные механизмы Сети, внедренные у глобальных Internet-провайдеров. Эти механизмы позволяют распознать трафик распределенной DoS-атаки и блокировать его. Именно это и произошло — некоторые провайдеры просто заблокировали трафик атаки, исходящий от своих клиентов. Впрочем, провайдеры применили также и административные меры, блокировав доступ своих пользователей к IP-адресам сайта makelovenotspam.com.

Впрочем, был ответ и со стороны самих спамеров. В сетевом журнале компании F-Secure, в частности, появилось предупреждение, что некоторые атакованные сайты на своей главной странице поставили перенаправление на адрес антиспамерского проекта Lycos, обратив все усилия нападающих против них же самих. Через некоторое время сайт был закрыт — эмблема на нем сохранилась, но появилась надпись «оставайтесь с нами». В сообщении об официальном закрытии проекта Make Love, Not Spam было сказано, что Lycos достигла своей цели, которая заключалась в том, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме спама и попытаться выработать адекватные механизмы защиты.

авторы «любви к спамерам» явно недооценили размах ненависти. Буквально в первые дни акции заставку скачали и установили несколько десятков тысяч человек

За все время существования проекта заставку скачали 110 тыс. человек, но, очевидно, это отнюдь не все, кто хотел бы отомстить спамерам. В то же самое время такую потребность почувствовали вирусописатели и тоже решили воспользоваться ситуацией. Они разработали троянскую программу, которая распространяется по электронной почте и выдает себя за ту самую экранную заставку, которую получить напрямую теперь стало невозможно, но якобы можно установить из письма.

Увы, спам превратился сегодня в масштабный бизнес, где любые дополнительные расходы увеличивают себестоимость «услуги» и в конечном итоге перекладываются на плечи клиентов. Проекты «любви», возможно, даже принесут им некоторые рекламные бонусы, ибо что может быть почетнее для спамера, чем быть замеченным такой компанией, как Lycos? Сейчас понятно, что сам спам по своей природе — это реклама, которая когда-то нас также сильно раздражала в прессе и на телевидении, а теперь мы к ней уже привыкли. Поэтому важно бороться не со спамерами, а с незаконной рекламой по электронной почте пиратских DVD-дисков, сомнительных лекарств, поддельных товаров и т. д., но это уже совсем другая история.