В нашей стране компания Printronix намерена сделать упор на системах радиоидентификации

В конце 2004 года в России стало на одно представительство больше: об открытии в Москве своего офиса объявил американский производитель принтеров корпоративного класса, компания Printronix.

Основной упор компания собирается делать на продвижении оборудования, предназначенного для печати RFID-этикеток, поэтому региональный менеджер компании по Австрии, Восточной Европе и СНГ Манфред Донал уделил технологии радиочастотной идентификации особое внимание.

«По данным исследования, проведенного в 2004 году, в настоящее время 35% европейских сетей розничной торговли экспериментируют с RFID в своих системах снабжения, около половины сетей планирует осуществление пилотных проектов внедрения RFID в ближайшие полгода, а 89% собираются внедрить RFID к 2006 году», — заявил Донал. Другим, менее оптимистичным результатом исследования (оно было проведено компанией Vanson Bourne и охватило Великобританию, Францию, Германию, Италию и Испанию) стал тот факт, что около трети предприятий розничной торговли озабочено величиной затрат на внедрение, а еще 30% просто не обладает достаточной информацией.

Кроме того, у потенциальных заказчиков была отмечена «путаница с протоколами и частотами», а 21% опрошенных (либо планирующих, либо уже осуществляющих пилотные проекты) заявили о необходимости соответствия RFID-оборудования стандартам электронного продуктового кода EPC (Electronic Product Code).

EPC был создан для обеспечения уникального номера для каждой упаковки в логистической цепочке. Если штриховые коды позволяют идентифицировать только группу товаров, то технология EPC дает возможность учесть каждую единицу товара индивидуально.

Размещенные в этикетке, наклеенной на товар, «интеллектуальные метки» имеют высокую скорость считывания, при этом одновременно может считываться несколько меток (например, на частоте 13,56 МГц этот показатель достигает 200 меток в секунду).

Проанализировав описанные факторы, в Printronix разработали семейство продуктов SmartLine RFID. В него вошли: многопротокольный принтер интеллектуальных этикеток SL5000e MP; инструментарий разработчика этикеток Smart Label Developers Kit; принтер T5000 SR, печатающий штрих-коды формата EPC, но модернизируемый для работы с RFID-этикетками и соответствующий комплект модернизации для него ThermaLine T5000 Smart Ready Upgrade Kit.

«При разработке линейки Printronix заключила ряд партнерских соглашений с интеграторами, которые займутся повышением уровня понимания данной технологии у потенциальных клиентов», — отметил Донал. По его словам, необходимость такого сотрудничества обусловлена тем, что, по данным того же исследования, ни одна из существующих на сегодня спецификаций RFID не является доминирующей, и предприятия, внедряющие эту технологию, «движутся в различных направлениях, исходя из собственного понимания того, какой вариант лучше соответствует их потребностям».

Благодаря тесному сотрудничеству Printronix с организацией EPCGlobal в продуктах линейки достигнута совместимость оборудования EPC и RFID, причем принтер SL5000e MP, по словам Донала, сегодня является единственной платформой, полностью соответствующей требованиям EPC Class 0 и EPC Class 1. Использование SL5000e MP с оборудованием других производителей, поддерживающих протоколы Alien Class 1 или Matrics Class 0, также не вызывает никаких затруднений.

В отличие от продуктов, предназначенных для американского рынка, новые принтеры поддерживают не только стандарты EPC Class 0, 0+ и 1, но и могут печатать популярные в Европе UHF-метки стандарта Philips UCODE EPC 1.19 (подгруппа меток производства Philips семейства ICode с рабочими частотами 862-928 МГц и 2,45 ГГц).

Говоря о перспективах RFID, Донал выразил надежду, что в будущем именно эта технология ляжет в основу полностью автоматизированных магазинов: считыватель, будучи встроен в рамку двери, самостоятельно распознает товары, которые выбрал покупателей, и снимет соответствующую сумму с лежащей в его кармане кредитной карты.

Впрочем, как и любая инновация, RFID имеет и негативные стороны. В первую очередь это проблема безопасности (возможность дистанционно списывать деньги с кредиток вряд ли оставит равнодушным мошенников). Кроме того, RFID-этикетки подходят не для всех категорий товаров — для одних изделий они слишком велики или дороги, а для других — непригодны из-за экранирующих свойств металла.

Одним из главных препятствий на пути распространения технологии RFID является высокая стоимость необходимого оборудования — цена одной антенны составляет 300-400 долл., считывающего устройства — от 3-4 тыс., этикетки — 30-40 центов. Тем не менее с ростом популярности технологии RFID, стоимость этикеток постоянно снижается — еще год назад она составляла порядка 1 долл.

«Наша цель — довести стоимость RFID-этикетки до пяти центов», — заявил Донал.


"Радиочастотная" Россия

Главная задача представительства, как считает директор по продажам Printronix в России и СНГ Олег Гладышев, — обеспечить популяризацию RFID-решений в регионах. Естественно, московский офис будет заниматься продвижением и других продуктов Printronix — линейно-матричных и термальных печатающих устройств, а также лазерных принтеров LaserLine, печатающих на непрерывных формах.

«Европейское руководство Printronix оценивает рынки России и СНГ как стратегические», — заверил Гладышев.

Партнер Printronix в России и СНГ — компания «Инфосэл» — также заявила о намерении продвигать RFID-технологии. В частности, она будет привлекать для сотрудничества интеграторов.

По словам Гладышева, в настоящее время уже ведутся активные переговоры о внедрении пилотных решений с некоторыми крупными российскими розничными торговыми сетями. Старт первых проектов намечен на середину 2005 года.

В комплекте поставки вместе с принтером Printronix SL5000e MP идет 1 тыс. бланков интеллектуальных этикеток, инструментарий интеграции (позволяющий кодировать этикетки, подготовленные с применением программных средств от третьих фирм), интерфейс PrintNet Enterprise Ethernet (программное обеспечение для дистанционного управления печатью), картридж с 625 метрами ленты, абонемент на услуги технической поддержки и документация.