Предприятие должно заранее позаботиться о содержательном использовании накопленных данных
Елена Семеновская: «Заблаговременно планируя внедрение бизнес-аналитики, можно существенно сократить затраты на него»

Проблемы, возникающие у предприятий, часто заключаются не в «плохой» стратегии, а в неумении ее реализовывать. Это может происходить как по вине менеджмента, не умеющего донести стратегию до сотрудников или адаптироваться к переменам, так и из-за отсутствия необходимых технологий.

ERP удовлетворяет текущие потребности предприятия, но совершенно не может служить проводником в мире бизнеса для организаций, где стратегии уделяют особое внимание. Проблему «стратегического разрыва» призваны решить приложения бизнес-аналитики, ставшие в последнее время актуальными и постепенно набирающие популярность.

По данным IDC, в 2003 году затраты на бизнес-аналитику в России составили более 22 млн. долл. Несмотря на такой небольшой объем отечественного рынка, он представляет интерес для поставщиков BI-решений. Одна из его главных характеристик — очень высокий темп роста. В 2004 году годовой прирост составил 36%, что в несколько раз превысило общемировые показатели, а также превышает рост на российском рынке ИТ в целом.

На российском рынке преобладают зарубежные поставщики (основные, как отмечают в IDC, это SAP, SAS Institute, Business Objects, Oracle, Hyperion Solutions и Cognos), а внедрения происходят на крупных и очень крупных предприятиях. Что же касается индустрий, которые заинтересованы в BI, то традиционно во всем мире это финансовые организации — банки и страховые компании, предприятия телекоммуникаций и розничной торговли — представители отраслей, в которых осуществляется большое количество транзакций. Специфика российского рынка — нефтегазовые предприятия.

Рынок BI очень динамичен, и главным образом за счет того, что на него выходят новые поставщики из других сегментов ИТ-рынка. Два основных направления — поставщики баз данных, включающие бизнес-аналитический инструментарий согласно требованиям рынка, и поставщики ERP, расширяющие функциональность своих решений. В будущем ожидается дальнейшее сращивание этих систем. Кроме того, за последнее время произошло большое количество слияний, и эта тенденция будет продолжаться — рынок идет к консолидации.

Другая заметная тенденция — появление вертикальных решений. Это позволяет ускорить процесс их внедрения, попутно увеличивая вероятность успешности проекта.

Если говорить о тенденциях в среде потребителей, то заказчики в основной массе хотят общаться с наименьшим количеством поставщиков, в надежности которых они уверены. Следующим шагом в этой тенденции должна служить корпоративная стандартизация, считают в IDC. Предприятия заинтересованы в BI-платформах для объединения существующих «островков анализа».

На данный момент функциональность традиционных приложений заканчивается на стадии доставки информации, в будущем же большее количество аналитических приложений будет вовлечено в автоматизацию принятия оперативных решений.

Кто должен заниматься проектом по внедрению бизнес-аналитики? Безусловно, BI нужны бизнес-подразделениям, следовательно, именно они должны играть в проекте ведущую роль. Другое дело, получить ее, не используя ИТ, они не могут. Тем не менее, в случае возникновения проблем все шишки свалятся именно на ИТ-департамент. В связи с этим у ИТ возникает соблазн взять управление проектом в свои руки, чтобы гарантировать его грамотное ведение. Но у этого есть и оборотная сторона: в данном случае пожелания бизнеса учитываются гораздо меньше, и он может лишиться необходимого инструментария.

Несмотря на все риски, необходимо доверить бизнесу право на активное участие в проекте, иначе он теряет всякий смысл. Проект имеет шанс на успех, только если на него есть заказ со стороны бизнес-подразделений. Основная причина провала большинства проектов — неоправданные ожидания конечных пользователей.

Конечно, ИТ-департамент может быть инициатором проекта, но пока бизнес не видит своей заинтересованности в нем, успешным этот проект не будет. Эта проблема аналогична тому, что большинство людей не пойду к врачу, пока у них ничего не болит. Отсутствие «больной» для предприятия проблемы означает отсутствие заинтересованности руководства в ее решении. В этом случае проект не имеет бизнес-спонсора, а значит, не имеет шансов быть успешным, несмотря на героическую деятельность ИТ-департамента.

Только совместными усилиями возможно реализовывать подобные проекты. Взаимодействие необходимо и на стадии эксплуатации, так как степень использования аналитики растет, данные меняются, система дополняется и требует доработки.


Информацию в прибыль

Бизнес-аналитика (Business Intelligence, BI) включает в себя средства доступа к данным, формирования и управления хранилищами данных и средства технического анализа.

Информационная инфраструктура современного предприятия является очень сложной, и проблема доступа к данным является актуальной. Бизнес-аналитика помогает получить информацию из различных источников — текстов, баз данных, Internet.

Следующим шагом является анализ этих данных — переход от информации к собственно знаниям.

В результате анализа складывается понимание того, что происходит на предприятии, что очень важно в условиях конкурентного и динамичного рынка.

Частью этого анализа является оценка рисков — очень важная задача, в первую очередь, помогающая принятию правильного решения.

Решения, принимаемые без использования бизнес-аналитики, могут оказаться субъективными и вести к выработке неверной стратегии. Бизнес-аналитика снижает вероятность этого и, кроме того, существенно ускоряет сам процесс.

Современная ситуация, в условиях которой BI пытается завоевать место под солнцем, характеризуется наличием у предприятий большого количества труднодоступных данных, что само по себе создает благоприятную почву для ее распространения.

Зачастую внедрение бизнес-аналитики следует за внедрением ERP-систем. Это оправданно — именно в процессе эксплуатации ERP накапливаются данные, которые без их надлежащего использования не представляют особой ценности.

С другой стороны, внедрение ERP — трудоемкий и дорогостоящий процесс, «обескровливающий» предприятие. После него бывает очень трудно обосновать новые затраты, в том числе на бизнес-аналитику.

«При внедрении ERP нужно уже планировать внедрение BI», — уверена Елена Семеновская, аналитик IDC Russia по программному обеспечению. Подобная «дальновидность» может существенно сократить затраты на ее внедрение и интеграцию. Кроме того, руководство будет готово к новым расходам. Наконец, предприятие должно заранее позаботиться о том, что будет делать с появившимися данными, как заставит их работать.

Общая проблема предприятий — мало кто знает, что делать с накопленными данными. Это означает, что уровень управления компаниями отстает от общего уровня их развития. К сожалению, отечественный корпоративный менеджмент недостаточно профессионален, возможно, в силу нехватки опыта.

Когда маржа торговых операций приближается к западному уровню, руководство должно быть заинтересовано в извлечении дополнительной прибыли за счет анализа имеющейся информации. Пока же реальный бизнес-заказ присутствует далеко не всегда.

Другой фактор, влияющий на имидж BI, заключается в том, что часто эти проекты не бывают инициативой руководства, и в этих случае внедрение затруднено, что создает негативную информацию о внедрении систем категории BI. Кроме того, от бизнес-аналитики не стоит ожидать быстрого возврата инвестиций, а современный рынок требует этого.