Партнерами конференции «Business Intelligence: как превратить информацию в прибыль», организованной аналитической компанией IDC и издательством «Открытые системы», стал ряд поставщиков решений для интеллектуальных систем хранения и обработки данных; в их числе — Sybase, Cognos, Geac, Informatica, Microstrategy, S&T, SAS, «Корус Консалтинг», BI Partner, Tern Group, «Прогноз». В конференции приняли участие представители около 150 компаний
Константин Юрганов, заместитель генерального директора Первоуральского новотрубного завода: «Не вызывает никаких сомнений, что конечными пользователями систем бизнес-аналитики должны быть бизнес-подразделения»

Как отметил директор московского офиса IDC Роберт Фариш, системы анализа информации занимают важнейшее место в исследованиях агентства, поскольку один из основных продуктов деятельности IDC — прогнозы. А точность прогноза напрямую зависит не только от объема и достоверности собранных данных, но и от систем, применяемых для их обработки. При этом все большее значение приобретают как программные инструменты сбора и обработки данных, так и интеллектуальные системы, позволяющие строить модели и прогнозы.

Бизнес-аналитика сегодня

С ключевым докладом, посвященным системам бизнес-аналитики (business intelligence, BI), выступила аналитик по программному обеспечению российского подразделения IDC Елена Семеновская (в IDC вместо Business Intelligence пользуются термином Business Analytics).

Рынок BI весьма динамичен, на нем высока конкуренция, происходит большое количество слияний, появляются новые игроки, в том числе — известные поставщики СУБД, ERP и CRM. Одна из самых заметных тенденций — переход от использования BI-инструментария к аналитическим приложениям. На ближайшие годы IDC прогнозирует возрастание объема продаж инструментария на 5%, а приложений — на 11%. По этой причине структура рынка систем BI, три четверти которого сейчас составляет аналитический инструментарий, будет сдвигаться в сторону приложений.

Появление вертикальных решений — другая заметная тенденция, которая сокращает время внедрения систем BI в конкретных областях. И еще, конечно, широко внедряется поддержка Web-сервисов, которая позволяет работать с бизнес-аналитическими приложениями через Internet.

Современные системы BA обеспечивают доступ к разнородным данным, их анализ и переход от информации к знаниям. На этой основе вырабатывается понимание ситуации (связывание значимых данных и игнорирование ненужной информации) и возможна оценка рисков. И наконец, на этой базе обеспечивается поддержка принятия решений. Конечно, системы BI вряд ли когда-нибудь смогут предлагать и формулировать стратегические решения, связанные с качественным изменением бизнеса фирмы, но помочь, например, в оценке кредитоспособности клиента, надежности поставщика или формировании модели ценообразования продукта они уже, по словам Семеновской, в состоянии. При этом, в отличие от самого опытного менеджера по продажам, который скорее руководствуется опытом и интуицией, системы BI при формировании модели ценообразования и ее дальнейшей реализации в процессе продвижения продукта на рынок способны динамически учитывать и постоянно отслеживать сложную многофакторную структуру этого процесса.

Как показал опрос, проведенный на аналогичной прошлогодней конференции, в первую очередь бизнес-аналитика необходима высшему руководству фирм для принятия правильных решений. Поэтому инициатива по внедрению BI должна исходить от руководства, очень важно также заручиться поддержкой партнеров и иных заинтересованных лиц.

Слово поставщиков и клиентов

В экономической и технической целесообразности создания интеллектуальных хранилищ данных и систем BI больше других старались убедить слушателей представители компании Sybase. Технический директор Sybase CIS Владимир Дмитриев отметил трудности применения традиционных СУБД в аналитических системах (недостаточная скорость загрузки данных, требование постоянного и сложного администрирования, длительная обработка запросов). Эдуардо Таборга, генеральный директор Sybase Portugal, рассказал об интеллектуализации хранилища данных в корпоративной сети одного из крупнейших операторов сотовой связи Vodafon. Свою деятельность в Португалии Vodafon начал в 1992 году, сотрудничество с Sybase завязалось в 1993-м с внедрения SQL Server, а в 1997 году была установлена первая интеллектуальная реляционная база данных Sybase IQ для выполнения сложных произвольных запросов на больших объемах данных.

Вообще хранилище данных Vodafon Portugal исторически было реализовано на трех платформах: для биллинга и расчета тарифов использовались продукты Sybase, для бухгалтерской отчетности — Oracle и для поддержки центров обработки вызовов — Informix. Все это было интегрировано с помощью Sybase Replication Server; «поверх» была установлена система Sybase IQ. Благодаря ей сложные запросы, которые прежде обрабатывались несколько часов, стали выполняться за несколько минут. В то время объем данных, хранящихся на двух серверах HP-UX 9000, составлял около 500 Гбайт. Для администрирования и поддержки сложных запросов работало 30 инженеров, 50 сотрудников обслуживали ранее подготовленные запросы и 200 операторов службы поддержки пользователей имели доступ к системе через Web-интерфейс. Тем не менее дальнейшее развитие потребовало создания системы корпоративного моделирования данных.

Процесс реинжиниринга на основе платформы Sybase IWS, опробованный в Португалии, затем был распространен и на всю корпоративную сеть Vodafone, и в ноябре 2001 года была создана корпоративная инфраструктура, способная поддерживать очень большое число клиентов. Ее работа до конца 2001 года была протестирована на реальных сложных запросах для 52 млн. клиентов, 25 Тбайт данных и 89 млн. записей, а затем сертифицирована компанией InfoSizing для 49 Тбайт данных как самое большое в тот момент хранилище данных в мире. К сожалению, докладчик не сообщил о стоимости внедрения этой системы.

Для внедрения средств бизнес-аналитики такого масштаба кроме денег необходима поддержка со стороны высшего руководства компании, команда квалифицированных экспертов и инженеров, качественные исходные данные и гибкий высокопроизводительный инструментарий. Это отмечали представители и поставщиков, и клиентов. На отечественном рынке западные системы BI внедрены например, в косметической торговой компании Estee Lauder, в сети АЗС Petrol Complex Equipment (дочерняя компания ТНК BP), продовольственном холдинге Uniliver, на предприятии «Аэрофлот — Российские авиалинии» и ряде других компаний. Жаль только, что рассказывали об этом главным образом не клиенты, а поставщики или интеграторы. Единственным исключением оказалось выступление Елены Лариной, заместителя директора по финансам и ИТ универсамов «Патерсон». Уже само название ее должности говорит о многом, ведь пока у нас редко можно встретить такое сочетание зон ответственности (финансы и информационные технологии) в одном лице. Она представила систему бюджетирования, внедренную в сети «Патерсон», которую на следующем этапе предстоит увязать с системой учета. Новый программный инструмент позволил сотрудникам, ответственным за принятие решений, подключаться к центральной базы данных, анализировать информацию и самостоятельно создавать необходимые отчеты, что значительно ускорило принятие решений при составлении планов.

Дискуссия

Полтора часа было отведено на дискуссию под названием «Можно ли доверить бизнесу бизнес-аналитику?». Предварительный ответ «Можно, но осторожно», данный в самом начале ведущим — Павлом Ивановым, в целом не изменился. Разве что была найдена более точная формулировка: «Не всякую систему бизнес-аналитики можно доверить всякому бизнес-аналитику».

Практически никто не возражал против того, что подобные системы делаются именно для аналитика, и если они остаются в ведении ИТ-подразделений, бизнес лишается серьезного инструмента для повышения своей эффективности. Хотя, как считает Константин Юрганов, заместитель генерального директора Первоуральского новотрубного завода, системы BI вряд ли способны попасть в руки бизнес-аналитиков без помощи ИТ-специалистов. Для успешного внедрения подобных систем необходимо создавать на предприятиях смешанные структуры из бизнес- и ИТ-специалистов, поддерживающие процесс внедрения и дальнейшей эксплуатации систем BI. Алена Еникеева, заместитель генерального директора Sybase CIS, привела статистические данные, согласно которым 80% неуспешных проектов внедрения BI обусловлены главным образом именно тем, что система не попадает в руки конечному пользователю — бизнес-аналитику. Ирина Крохмаль, руководитель проекта «КамАЗ-Металлургия», даже считает, что система имеет право называться аналитической, если ее результатами пользуется генеральный директор и другой топ-менеджер компании. Кроме того, по ее мнению, сейчас на предприятиях накапливается большое количество данных, которые лежат мертвым грузом и не используются для аналитических целей и поддержки принятия решений. На КамАЗе, по ее словам, отличная команда ИТ-специалистов, но ни одна самая замечательная ИТ-служба не может решить проблем бизнеса, заменить стратегическое мышление генерального директора компании, который несет всю полноту ответственности за принятие решений.

Немало времени в ходе дискуссии было уделено выяснению степени вовлеченности ИТ-служб и бизнес-подразделений в процесс внедрения систем BI, а также степени ответственности за итоги их эксплуатации. В качестве одного из способов внедрения BI Татьяна Попова, исполнительный директор консультационной компании «ВИП Анатех», предложила создание команды «многомерных» менеджеров. При генеральном директоре такие сотрудники образуют аналитический штаб, и в первую очередь пользуются системой BI, поскольку у высшего руководства компании, как правило, нет времени и навыков на овладение этим программным инструментарием. Такая группа должна, с одной стороны, в совершенстве владеть всем доступным ВI-инструментарием, а с другой — четко понимать, какая информация, в каком количестве и разрезе необходима генеральному директору. Такие специалисты у нас начинают появляться, и постепенно, как считает Попова, в деле внедрения систем BI мы догоним Запад.