Екатеринбург выработал стратегию информатизации на десять лет вперед
Игорь Самсонов: «Мы уже сегодня осваиваем информационные технологии завтрашнего дня»

В столице Среднего Урала еще в 2002 году была принята концепция информатизации города. В этом документе речь шла о принципах построения единого информационного пространства. Учреждено специальное муниципальное предприятие «Екатеринбург Он-лайн», ставшее генеральным подрядчиком в вопросах информатизации. В прошедшем году в составе городской администрации был создан комитет по промышленности, связи, науке и информационным технологиям, контролирующий, консолидирующий и продвигающий на законодательном уровне все общественные инициативы в области информатизации.

Между тем, городской бюджет пока трудно назвать бюджетом развития. Основные расходы муниципалитета как всегда приходятся на поддержание социальной сферы и ЖКХ. Чтобы переломить ситуацию, муниципальных средств никогда не хватит. А привлечь частные инвестиции и рассчитывать на федеральную поддержку можно только в том случае, если составлена четкая программа инвестирования и указаны реальные ожидаемые результаты. В середине прошлого года принят стратегический план развития города до 2015 года. Он стал основанием для разработки большого числа отраслевых стратегических проектов.

К концу 2004 года под руководством заместителя председателя комитета по промышленности, связи, науке и информационным технологиям Игоря Самсонова завершилась работа по составлению стратегического проекта «Информатизация муниципального образования города Екатеринбурга до 2015 года». Вместе со стратегическим проектом принимается и целевая программа «Электронный Екатеринбург». Назначение двух документов схожее, только целевая программа носит более конкретный характер и ограничена 2010 годом.

Впрочем, стратегический проект также довольно подробен. По каждому планируемому мероприятию определены суммы, сроки, исполнители. Составлен организационный план-график и указаны показатели эффективности по каждому мероприятию. Так, к 2015 году в управляющих органах города от 35% до 40% компьютеров должны быть подключены к Internet (сегодня этот показатель составляет 22%). Еще одна особенность проекта — его нацеленность на информатизацию не только властных структур, а города целиком. Не случайно частные инвестиции должны составить 77% от общей суммы планируемых затрат.

Судя по перечню задач, из которых состоит стратегический проект, приоритетом в ближайшие два года должны стать организационные мероприятия. Во-первых, будет проведена работа по переподготовке и повышению квалификации сотрудников аппарата управления; подобраны технические кадры. Во-вторых, как обязательный этап, предваряющий создание «Муниципальной информационной системы», в Екатеринбурге должен быть проведен реинжиниринг управления. Планируется подготовить информационную модель муниципального образования. Такая модель будет описывать все проходящие в муниципальном управлении процессы в формализованном виде в соответствии со стандартом ИСО 9001-2000. Третья организационная задача, которую предстоит решить, — принятие нормативных актов по вопросам информатизации. О каких документах на муниципальном уровне может идти речь? Прежде всего, о тех, в которых согласованы полномочия и ответственность взаимодействующих структур. К примеру, разработка электронного регистра Екатеринбурга, возможно, повлечет изменения в статусе ЗАГСов, органов УВД, соц?обеспечения и иных субъектов.

Основным итогом реализации стратегического проекта должна стать интеграция локальных информационных ресурсов в единую систему. По плану, в ее составе будет разработана 21 отраслевая автоматизированная подсистема: «Муниципальный заказ», Электронная карта города, «Муниципальная статистика», «Муниципальные финансы», «Транспорт города» и т. д. На настоящий момент из подобных подсистем уже работают в режиме опытно-промышленной эксплуатации «Документооборот» и «Единая дежурно-диспетчерская служба». Формируемые информационные ресурсы должны быть доступны как органам власти, так и бизнесу, и населению. Таким инструментом, с помощью которого будет обеспечен доступ всех заинтересованных лиц в муниципальную информационную систему, должен стать Web-портал города.

Стоит отметить, что по сей день в муниципалитетах портал используется обычно лишь пресс-службами органов власти. В редком городе через Web-интерфейс происходит прием каких-либо заявлений и заявок от населения и бизнеса. Еще реже Internet-технологии используются для внутриаппаратного взаимодействия, для принятия властных решений. Поэтому не все эксперты поддерживают использование общегородского портала как панацеи.

Однако Самсонов убежден: «Единый портал обеспечивает доступ к муниципальным ресурсам неограниченному числу пользователей по всему миру. Настройки системы можно будет менять достаточно быстро. Да и разработка систем с помощью Web-интерфейса обойдется бюджету недорого. Единственное препятствие, с которым мы сталкиваемся — отсутствие общегородской информационно-транспортной магистрали с полным набором необходимых сервисов. Работа и в этом направлении уже ведется».