На период до 2010 года на реализацию всего комплекса задач по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и телерадиовещания Калининградской области планируется затратить более 3 млрд. рублей

О направлении и планах раз?вития информационных ресурсов Калининградской области рассказывает начальник управления по связи и информатизации администрации Калининградской области Александр Бавула.

Что собой представляет план развития информационных ресурсов области?

В 2003 году решением государственной комиссии по информатизации при Минсвязи России принят ряд важнейших направлений по развитию инфокоммуникаций региона, из которых можно выделить три стратегических направления: развитие телекоммуникационной инфраструктуры; внедрение информационных технологий, в первую очередь, в сферу государственного и муниципального управления, в том числе создание информационных ресурсов и межведомственного взаимодействия, реализация для населения области социально значимых проектов информатизации и компьютеризация различных сфер деятельности и хозяйства; и, наконец, развитие радио-телевизионного комплекса. Вышеуказанные проекты реализуются в рамках создания территориальной информационной системы (ТИС) Калининградской области. Это весьма масштабный проект, его завершение должно состояться в 2010 году. Калининградская область, являясь, по сути, моделью небольшого государства, выбрана пилотной зоной для реализации ТИС. В случае успеха, на что мы очень надеемся, наш опыт будет распространен на остальные регионы России. В рамках ТИС планируется разработать и внедрить порядка 29 подсистем, которые должны удовлетворить потребности в информационных ресурсах федеральных структур, администрации области, муниципалитетов, различных ведомств и простых граждан.

Что из намеченного вы считаете наиболее важным?

В первую очередь это создание и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры органов исполнительной и законодательной власти, а также муниципальных образований, внедрение электронного документооборота, создание интегрированных баз данных общего пользования. Эти работы запланированы и уже выполняются в рамках областной государственной программы «Информатизация органов государственной власти (2002-2006 годы)» и федеральной целевой программы «Развития Калининградской области до 2010 года».

Пятая часть населения жителей области пока лишена возможности принимать качественный телевизионный сигнал. Администрацией области намечен ряд мероприятий по развитию телерадиовещания, в том числе сокращение срока строительства радиотелевизионной передающей станции.

Необходимо развитие магистральной и зоновой сетей связи. Работы в этом направлении ведутся «Ростелекомом» и «Северо-Западным Телекомом». Реализован проект по прокладке магистральной линии связи от Калининграда до города Советска с выходом на цифровую сеть связи Российской Федерации, проектируется цифровая сеть связи «Северо-Западного Телекома».

Далее, необходима телефонизация села. Сегодня 354 поселка в области не имеют доступа к телефонной связи. Планируется увеличить телефонную плотность почти в два раза, доведя ее до уровня 14,2 телефона на 100 жителей к 2010 году. Частично данная проблема будет разрешена путем установки универсальных таксофонов, которых уже получено 100 комплектов.

При создании территориальной информационной системы, наиболее важной мы считаем подсистему электронного документооборота, которая уже внедряется в администрации области.

Еще один важный пункт программы — подсистема, которая должна объединить информационные ресурсы области. К 2006 году в рамках ФЦП «Электронная Россия» намечено закончить информатизацию органов государственной власти в Калининградской области, создать «электронное правительство». Вслед за этим по приоритету — создание регистра населения. Рука об руку с этими проектами идет разработка системы, обеспечивающей безопасность информации, которая будет храниться в создаваемых базах данных, в частности, разграничение прав доступа.

До конца текущего года мы планируем обеспечить доступ к Internet учащихся в 209 учебных заведениях.

Также в планах на ближайший год — создание и внедрение подсистемы, автоматизирующей пограничный (визовый) контроль граждан и прохождение грузов через границы области. А затем — проект по внедрению «социальной карты калининградца», проект автоматизации судебного делопроизводства, телемедицина и другие.

На какие средства выполняются эти работы? Финансирование производится на достаточном уровне?

Источники финансирования — это средства из бюджета области, а также выделяемые по федеральной программе «Электронная Россия» и программе развития Калининградской области. На период до 2010 года на реализацию всего комплекса задач по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и телерадиовещания Калининградской области планируется выделить более 3 млрд. рублей.

Что мешает работе?

Усложняет работу недостаток финансирования. Кроме того, мы стремимся консолидировать в единой системе базы данных административных ведомств области и ряд других баз данных, и сделать большую часть информации общедоступной. Но это трудно осуществить из-за отсутствия единых стандартов, формата и порядка представления данных. Мы на своем уровне пытаемся решать эти вопросы, но проблема носит глобальный характер и должна решаться в рамках государственной политики.

И, конечно, непросто быть пилотной зоной, усложняет положение и то, что наш проект информатизации очень масштабен. Правда, в России, в некоторых субъектах федерации уже реализованы хорошие проекты, в частности, касающиеся построения единых сетей и баз данных органов власти. Это сделано в Ярославской и Смоленской областях, Перми, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Москве. У нас есть, у кого поучиться.

Помимо достижений российских коллег мы хотим изучить и, по возможности, использовать опыт коллег из Германии. Побывав в этой стране в составе делегации Министерства по информатизации и связи, мы увидели, как реализуется возможность доступа граждан к информации властных структур. Там для этого организован интерактивный режим взаимодействия, поэтому ряд вопросов решается значительно быстрее, чем в России, в том числе касающиеся получения различных справок, разрешительных документов. Безусловно, уровень автоматизации в европейских странах очень высок. Мы будем стремиться к такому же.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями