Бескрайнее поле расчерчено на прямоугольники отличными автодорогами и редкими каналами. В будущем они, по замыслу устроителей, должны стать «стритами и авеню» с освещением и бульварами вдоль них. Пока о грядущей урбанизации говорят автобусные остановки, заготовленные впрок около мест предполагаемого размещения предприятий

О Китае, несмотря на его феноменальный прогре?сс, часто до сих пор судят по мифам и анекдотам 60-х годов. После посещения технологического парка «Сучжоу» я расстался не с одним мифом, созданным как все еще существующим недостатком достоверной информации, так и историческими наслоениями.

Район безудержного оптимизма

Китай столь же огромен и разнообразен, как и Россия. И Шанхай почти так же, как Москва, не отражает сложную картину жизни в стране. Но подобных центров интенсивного развития в Поднебесной немало. Только крупных промышленных конгломератов на востоке страны я насчитал полтора десятка. Каждый из них в свою очередь состоит из нескольких более или менее крупных технопарков, скажем, в районе Шанхая их десять.

Я видел лишь один — Сучжоу. Но, учитывая, что государство осуществляет единую централизованную политику контроля над деятельностью иностранных предприятий, полагаю, что состояние этого промышленного центра отражает ход дел и в других подобных индустриальных районах.

Бескрайнее поле расчерчено на прямоугольники отличными автодорогами и редкими каналами. В будущем они, по замыслу устроителей, должны стать «стритами и авеню», с освещением и бульварами вдоль них. Пока о грядущей урбанизации говорят автобусные остановки, заготовленные впрок около мест предполагаемого размещения предприятий. Они представляют собой органично вписанные в ухоженную растительность павильоны в виде гигантского (5-6 м в диаметре) конуса из нержавеющей стали, стоящего на вершине и символизирующего, видимо, плод лотоса, и расположенной невдалеке парковой скульптуры. В качестве объектов последней чаще выступают фигуры людей в натуральную величину, а изредка и такого же размера муравьи, перетаскивающие бревно. Завершают картину не столь часто встречающиеся, но масштабные «степные» фонтаны, из-за цветной подсветки особенно заметные в темноте. Весь этот наглядный «безудержный оптимизм» вполне соответствует по масштабам 20 млрд. долл., инвестированным только в прошлом году в развитие этого района.

Со временем на этих полях возникнут новые заводы, а пока машины проезжают мимо — к уже действующей части технопарка.

Дороги в будущее

Миф первый. «Начать производство в Китае очень просто»

На оборудование помещения и зарплату тратиться почти не надо — тепло, уровень жизни низкий. Возможно, для выпуска, скажем, гвоздей, это так, в свое время в Китае в каждом дворе плавили сталь, но мнение о нищете китайцев явно устарели. Средняя зарплата в прошлом году в Сучжоу превысила 250 долл. (сравните со средней российской). Не говоря уже о том, что зимние температуры в Шанхае (а это несколько ближе к югу Китая, чем к северу) опускаются до -4 ?С, производство любого современного высококачественного продукта (даже «отверточная» сборка) предъявляет строгие требования к помещениям и их климатическим параметрам. Хотя, справедливости ради, надо признать, что зимние погоды там не чета сибирским.

Во всяком случае, увиденная нами фабрика по производству ноутбуков Samsung имела все общепринятые атрибуты промышленного здания. Она почти точно повторяла внутреннюю планировку, да и снаружи была похожа на свою прародительницу, находящуюся в пригороде Сеула. Впрочем, на фабрике действительно есть одно здание, у которого всего две стены. Это павильончик со стеклянными боками, где производят выходной досмотр рабочих. Входная и выходная стены в помещение, где установлена такая же, как в аэропортах, камера просвечивания багажа, заменены полосками прозрачного пластика, свисающими сверху. На самом деле это не экономия, а попытка хотя бы климатически сделать чуть более приятной процедуру досмотра — одежда выходящих с завода соответствует уличной температуре.

На выходе (точнее, на въезде-выезде) все точно так же, как и в Корее. Даже раздвижные, низкие, по пояс ворота — точная копия. Но вот рядом с ними располагается истинно китайская экзотика — грибок для часового, который занят только тем, что отдает честь проезжающим мимо него на машинах. Есть и еще одно отличие — незадействованные пока площади на самой фабрике и вокруг нее. Внутри самого здания есть возможность открыть еще два дополнительных цеха площадью 23 и 18 тыс. кв. м (работающий имеет площадь 27 тыс. кв. м).

Производственные мощности стоящего рядом завода Samsung по выпуску ЖК-панелей тоже могут быть удвоены. Недалеко от него пока пустует точно такой же корпус. Эти три завода занимают лишь небольшую часть огромного участка земли, отведенного этой компании в технопарке. Оставшаяся часть от 534,6 тыс. м2 (53 футбольных поля!) пока находится «под парами». Samsung может себе это позволить, платя 5 долл. за квадратный метр в год. И вот на этих-то отдыхающих пока метрах, если конъюнктура рынка будет благоволить, начнут стройными рядами возникать новые линии сборки, давая поразительные урожаи. Впрочем, землю можно и сдать в аренду.

Для того чтобы лучше представить масштабы, отмечу, что это только три из 13 заводов Samsung, расположенных в Китае. Еще у корейцев в Поднебесной три исследовательских центра.

Миф второй. «Расположенные в китайских технопарках предприятия создаются только ради того, чтобы максимально дешево выпускать продукцию, разработанную в породивших их компаниях»

Возможно, что для многих заводов это так. Но на Sumsung Electronics Suzhou Corporation (SESC) — дочерней фирме Samsung Electronics — на заводе по производству ноутбуков выпускаются модели, изготавливаемые именно здесь и нигде больше. Их разрабатывала группа опытных специалистов, приехавших из Кореи. Но даже спроектировать эти компьютеры, не говоря уже о серийном выпуске, невозможно без местных кадров. Что ж, на рынке труда есть высококлассные китайские специалисты, выбор наиболее подходящих и квалифицированных, по словам корейских менеджеров, не представляет проблемы. Многие из них, овладевая секретами техпроцесса, дополнительно проходят стажировку на «головных» предприятиях. Оборотной стороной такого повышения квалификации стала «утечка мозгов» в Гонконг, Тайвань и Сингапур.

Не располагая, к сожалению, точными данными о других совместных предприятиях, расположенных в Китае, все же рискну предположить, что там существует общая тенденция к некоторому техническому обособлению от «материнских» структур. На вопрос о мотивах переезда инженеров и менеджеров Samsung в Китай они отвечали, что ими двигало не только желание больше зарабатывать, но и возможность реализовать свои управленческие и конструкторские замыслы.

Еще одним подтверждением этой мысли, хотя и из совсем другой области, являются собственные модели автомашин, выпускаемые китайским «Фольксвагеном». Под старым брендом Santana выпускают совершенно новые разработки. В их облике есть что-то неуловимо восточное; в других странах ничего похожего не делают.

В конгломерате

Не видя цифр, трудно себе представить, насколько много изделий известнейших марок производится в китайских технопарках. Среди заказчиков значатся имена Dell, Hewlett-Packard, Gateway, NEC, Toshiba, Acer, IBM. Вот данные по объемам производства ПК известнейших тайваньских фирм и доле их продукции, выпускаемой на китайских заводах.

От юго-восточных до северо-западных границ «провинции ноутбуков», раскинувшейся вокруг Шанхая, один час и 20 минут на машине (если нет пробок, что, правда, бывает редко). Вдоль главной дороги и на небольшом отдалении от нее собрались производители почти всех основных комплектующих для мобильных компьютеров. Пока не выпускают здесь лишь процессоры и некоторые другие микросхемы. Хотя и это вскоре может измениться. В марте нынешнего года AMD получила разрешение на сооружение здесь второго современного производственного предприятия. Почти половина поставщиков деталей к ноутбукам, выпускаемым SESC, находятся в Сучжоу, еще до шести добираться 40 минут на автомобиле, и только до четырех — час двадцать. Естественно, что столь выгодное географическое расположение сказывается на себестоимости изделий и на ритмичности поставок.

Дорога Китай — Сингапур...

Когда-то дорогу, ведущую из Шанхайского аэропорта в Сучжоу, китайцы прозвали путем из Китая в Сингапур. Действительно, первоначальное, теперь почти не употребляемое название технопарка Сучжоу звучит как «Китайско-Сингапурский технологический парк». Именно компании из этой страны первыми поверили в возможность ведения надежного бизнеса в Поднебесной. Видимо, в те времена это новообразование на теле коммунистического Китая было совершенно чужеродным островком капитализма, построенным в отдельно взятом, особом районе. Сегодня же в море госкапитализма, разлившегося под руководством все той же компартии на бескрайних припудонгских степях, он ничем не выделяется. Начало и конец дороги одинаково утопают в цветах.