Рынок страхования — один из самых молодых в России, и конкуренция на нем очень велика. Принятие закона об обязательном страховании автогражданской ответственности привело к резкому увеличению клиентской базы и снижению прибыльности операций, ужесточились требования контролирующих органов

Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности помимо всего прочего интересен также тем, что в нем впервые предъявлено требование создать в страховых компаниях автоматизированную информационную систему. Оказалось, что системы собственной разработки 90-х годов уже не справляются с потоками информации, а часто просто морально устарели. Компании всерьез задумались о внедрении комплексных корпоративных систем.

На конференции «Информационные технологии страхового рынка» были представлены решения по автоматизации управления страховыми компаниями отечественных и зарубежных разработчиков программного обеспечения, перспективные разработки производителей компьютерной техники и периферийного оборудования, средств связи и удаленного доступа.

«Конструктивный диалог между ИТ-компаниями и страховщиками в целях дальнейшего совершенствования страхового бизнеса с использованием передовых информационных технологий — основная задача проводимых нами конференций», — заявил председатель оргкомитета конференции Александр Новиков.

Информационных систем для страхового бизнеса на рынке предлагается немало. Жанна Джуркашева, директор проекта компании ICICI Infotech, отметила, что ключевые требования при их отборе стандартны: функциональность, надежность, гибкость. Система должна решать проблемы ввода, хранения, обработки и вывода информации, управленческого учета и контроля и обеспечивать потребности всех подразделений — бизнес-процессы страховых компаний связаны между собой, и автоматизация отдельно взятой задачи или деятельности какого-либо подразделения практически ничего не даст, поэтому необходима сквозная автоматизация всех процессов в комплексе.

По мнению участников конференции, не стоит соблазняться предложениями полной разработки под вашу компанию, но и коробочные продукты здесь неприемлемы, так как страховые продукты даже по одному и тому же виду страхования у разных компаний могут быть уникальными. Лучше остановиться на отраслевом решении, дорабатываемом под конкретное предприятие. Надежность продукта определяется выбором технологической платформы — необходимо трезво оценивать как объемы той информации, которую будет обрабатывать система, так и скорость обработки, которую предоставляет та или иная база данных. Гибкость решения означает возможность настройки системы под индивидуальные требования заказчика и возможность внесения изменений самим заказчиком, который не обязан обладать навыками в области программирования. Проверенность решения подразумевает наличие у разработчика большого количества успешно осуществленных проектов и длительное нахождение на рынке — вряд ли кому-нибудь захочется быть подопытным кроликом. Для того чтобы оправдать вложенные в систему средства, ваш выбор должен быть перспективным, то есть обеспечивать компании возможность развития на годы вперед. Если компания предусматривает расширение своего территориального присутствия, необходимо чтобы система позволяла обслуживать холдинг, возможно, с отделениями в разных государствах.

Не менее важна безопасность информационной системы — страховщики нередко становятся жертвами мошенничества, причем пособники часто находятся в рядах сотрудников самой компании. Поэтому необходимо отслеживать действия пользователей с сохранением истории этих действий, а также установить строгую иерархию полномочий пользователей с автоматической передачей решения сложных или важных вопросов менеджерам более высокого уровня. Желательно, чтобы система позволяла вводить алгоритмы определения фактов мошенничества, например экспертизу счетов, предъявляемых медицинскими учреждениями, результатов технического осмотра транспортного средства после ДТП, экспертизу расходов на ремонт и восстановление: как и почему произошло завышение стоимости, определение количества дней, прошедших от момента заключения договора до страхового случая.

В целях упорядочения информации рекомендуется использовать большое количество различных справочников — это позволит избежать опечаток, изменения порядка слов и т. п., то есть решить проблему нерадивых пользователей.

«У страховых компаний две типичные проблемы, над которыми приходится постоянно работать, — пользователи и связь», — подчеркивает Дмитрий Кондратов, начальник ИТ-отдела СК «Русь». Система должна осуществлять проверку вводимой информации — зарегистрирован ли клиент, находится ли страховой случай в пределах срока действия полиса, исчерпан ли лимит средств и пр. Страховые операции должны автоматически отображаться в бухгалтерском модуле в оперативном или пакетном режиме. Развитая система отчетов позволит руководству компании оперативно управлять бизнесом.

Пока спросом пользуются в основном системы автоматизации страхового учета, которые производят учет полисов, убытков, финансов и позволяют выпускать обязательную отчетность для финансовых структур и страхового надзора. Управленческий учет внедряют лишь единицы. Связано это с тем, что для большинства средних и малых страховых компаний западные системы недоступны ввиду своей дороговизны, а российских систем мало и они либо очень «жесткие», либо содержат много ошибок. Нет и истории успеха этих систем. Так что многие пока еще пользуются собственными разработками.

Страховая деятельность предполагает большую мобильность сотрудников. За счет внедрения мобильных решений возможно упрощение, стандартизация и удешевление услуги, считает, в частности, Николай Местер, директор по развитию корпоративных проектов Intel. В интерактивном режиме клиент может получить информацию о необходимости оплатить очередной взнос, о дополнительных возможностях, скидках на сопутствующие услуги и т. п. При наличии мобильных средств коммуникации сотрудники компании получают возможность оперативно на местах обрабатывать страховые случаи. Непосредственно на месте ДТП или иного происшествия они могут произвести калькуляцию расходов, оформить и подготовить к подписанию документы в электронной форме, а также получить информацию о страховой истории автомобилей. Тут пригодится не столько «раскрученная» технология беспроводных локальных сетей Wi-Fi, сколько набирающая популярность WiMAX, которая обеспечивает радиус покрытия в десятки километров.

Между тем, по всей видимости, в настоящее время страховым компаниям необходимо адаптироваться к требованиям ОСАГО и решить насущные проблемы.