Азиатские компании умеют сбивать цены. Однако при выпуске технологически сложных изделий им предстоит еще и доказывать потребителю надежность своих решений и удобство сервиса. Кажется, что уж в производстве-то оптических носителей они должны подмять под себя рынок, но европейские производители не сдаются и находят способы удержаться в бизнесе записываемых дисков, который меняется столь же быстро, как вращаются DVD в дисководах. Как им это удается?
Для фабрики по производству оптических носителей нужны энергия, вода, «чистое» помещение, емкости для жидкого поликарбоната и автоматы, изготавливающие, раскрашивающие и упаковывающие диски

Записываемые оптические носители, сначала CD, а теперь и DVD, почти с момента своего появления удерживают пальму первенства по экономичности хранения информации для конечных пользователей (ленточные накопители — решение корпоративное). По абсолютной стоимости оптические диски уступают, пожалуй, только дискетам, да и то не всегда. Казалось бы, это тот рынок, на котором должна проявиться способность азиатских стран, особенно Китая, в достижении минимальной себестоимости. Собственно, самые низкие цены на такого рода носители действительно предлагают азиатские производители, только европейский рынок все равно принадлежит не им.

Производство

Низкая цена на оптические диски обусловлена тем, что технологический процесс практически на всех заводах одинаков. Для фабрики по производству оптических носителей нужны энергия, вода, «чистое» помещение, емкости для жидкого поликарбоната и автоматы, изготавливающие, раскрашивающие и упаковывающие диски. Для их изготовления обычно используется оборудование компаний Unaxis или Singulus. Для обслуживания установки не требуется много людей, так как все операции производятся автоматически и на этом этапе азиатские производители практически не имеют возможности сэкономить.

Смена оборудования — очень затратный шаг, но его постоянная модернизация неизбежна — она позволяет повысить объем производства и процент выхода годных изделий. Например, нынешние линии по производству DVD-дисков вдвое производительнее первых конвейеров.

Выпуск носителей нового типа могут позволить себе только крупные производители. Зато они «снимают сливки» с продаж. Так, компания Verbatim одной из первых приступила к продажам двухслойных дисков DVD+R DL. В результате до сих пор их стоимость более чем в 10 раз превышает цену обычных дисков DVD+R, хотя их емкость только вдвое больше. И дело не в себестоимости, так как, по утверждению Ральфа-Кристиана Ора из компании Unaxis, выпускающей оборудование для производства DVD, себестоимость создания двухслойных дисков выше всего в три раза. Просто предложение пока мало, а значит, есть шанс заработать на новинке.

Если оборудование обходится примерно одинаково и китайским и европейским производителям, то зарплата рабочих в разных регионах заметно различается. Так, Аслан Хаблиев, президент компании Sky Media, назвал зарплату сотрудников швейцарского завода основной статьей расходов компании. Ярослав Шиколев, исполнительный директор компании Mirex, сопоставил расходы на зарплату и материалы уже как 20% к 80%. А для китайских производителей основные затраты уходят на покупку материалов для производства дисков. Правда, следует отметить, что тут учитывалась зарплата всех сотрудников компании, а не только занятых на производстве.

Контроль и учет

Небольшое по площади, но огромное по значению место отводится на заводах цеху контроля. Первую проверку диски проходят еще на линии — автоматические датчики проверяют, правильно ли выдержаны характеристики отражения/поглощения. Кроме этого, производится полный контроль каждого тысячного диска (каждые два часа с линии берутся по два диска). Это дорогостоящая процедура, так на Sky Media для постоянной проверки DVD используются устройства компании Quantized Systems стоимостью 30 тыс. долл., а также компании CATS стоимостью 70 тыс. В компании Mirex для CD используются установки CD-CATS SA3, PRO meteus MT 146 и Marsel Aubert. Более дорогое оборудование используется, чтобы проверить, насколько удачно налажено производство новой серии. Дороговизна тестового оборудования обусловлена сложностью процесса — измеряется 21 параметр. Поэтому сэкономить на тестировании можно только одним способом — не производить его. Но европейские компании на это не идут, хотя зарплата каждого сотрудника — груз для бюджета.

Шиколев считает вопрос качества продукции актуальным для нашей страны: «Российский рынок наводнен дешевыми поделками, зачастую очень низкого качества. Выбор для потребителя широк и очень сложен, потому как носителям доверяют информацию, часто очень важную. И когда через пару лет обнаруживается, что диск не читается, люди перестают доверять оптическим носителям вообще».

Симбиоз Европы и Азии

Диск готов, но остались две самые «доходные» стадии. На изделие наносится рисунок, который и даст ему название. С одного конвейера могут сойти носители разных производителей: ОЕМ-поставки записываемых оптических носителей сейчас составляют весомую часть в оборотах всех компаний. Завод Sky Media выпускает 3,5 млн. дисков в месяц, но при этом она удерживает 5% рынка Европы. Разница восполняется за счет ОЕМ-поставок. Компания Mirex специализируется на «обычных» оптических дисках (до 5 млн. штук в месяц), а DVD-носители для продажи под своей маркой закупаются на индийском заводе Moser Baer.

Так что как ни противоборствуют европейские и азиатские компании, но они намертво повязаны сложной сетью взаимовыгодных ОЕМ-заказов.

Последняя стадия — упаковка. Соревноваться с китайцами в продаже так называемых bulk-упаковок очень трудно (пожалуй, только наш Mirex на это способен), поэтому остальные европейские производители предпочитают расфасовку по 10, 25, 50 или 100 штук. Одним из секретов успеха молодой Sky Media Хаблиев назвал продажи дисков в розничные сети («Ашан» и другие). Такой подход обеспечивает производителям стабильную загрузку завода. Кроме того, при этом производитель популяризирует собственный брэнд: в договор включается пункт о продажах носителей под собственной маркой наряду с дисками, промаркированными названием заказчика. Компания Mirex также занимается ОЕМ-поставками, одними из самых крупных ее партнеров являются компании «Пирс» (диски A-Media) и «Трилайн» (носители «Трилайн»).

Маркировка и упаковка дисков требуют на порядок больше сотрудников, чем операции на автоматическом конвейере, но именно на этой стадии европейским компаниям и удается сделать свой бизнес. Розничные сети часто требуют быстрого выполнения заказа, а из Азии корабли идут два месяца, кроме того, европейские потребители до сих пор не избавились от недоверия к товарам Made in China.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями