«Мэйнфреймы еще послужат», — считают в Software AG
Игорь Федоров: «В России у Software AG ежегодно появляется восемь-девять новых проектов, здесь наша страна впереди планеты всей»

О компании Software AG в последнее время приходится слышать нечасто. Тем больший интерес вызвал приезд в Москву Андреаса Цайтлера, вице-президента в Центральном и Азиатском регионе, и Хайнца-Отто Лена, вице-президента по разработке Adabas Natural. Топ-менеджеры Software AG посетили столицу в связи с 35-летием компании и 10-летним юбилеем ее московского представительства. Однако количество пышных речей, характерное для таких мероприятий, было сведено к минимуму. Тем не менее для многочисленных российских партнеров и клиентов Software AG важен сам факт, озвученный обоими вице-президентами, что компания реализует долгосрочную стратегию развития бизнеса, и, значит, сотрудничество с ней имеет определенные перспективы.

Модернизация мэйнфреймов и XML

Подход к развитию бизнеса Software AG резко отличается от такового у большинства компаний-разработчиков, одержимых страстью к инновациям. Изучив ожидания своих международных клиентов, компания выяснила, что самая главная их потребность заключается в защите уже сделанных инвестиций в мэйнфреймы и работающие на них приложения. Кроме того, им требуется интеграция бизнес-приложений, объединенные данные в режиме реального времени, единообразное представление информации о компании и, конечно, они хотят получать больше за меньшие деньги.

Для удовлетворения основных требований в 2003 году было объявлено об обновлении стратегии и проведении реструктуризации Software AG. Бизнес компании был разделен на два направления: транзакционные системы (Enterprise Transaction Systems) и XML-интеграция (XML Business Integration). В первое вошли СУБД Adabas, среда разработки Natural и сопутствующие им услуги, а также программное обеспечение для модернизации мэйнфреймов, во второе — программные средства для интеграции приложений с унаследованной инфраструктурой EntireX и XML-сервер Tamino для разработки критически важных приложений электронного бизнеса.

Инвестиции НИОКР, составившие в 2003 финансовом году 58 млн. евро, распределяются между двумя ключевыми направлениями приблизительно поровну. И в ближайшее время российские клиенты увидят новые версии продуктов как семейства Adabas, так и Tamino.

Впереди планеты всей

В свое время представительство компании справедливо критиковали за потерю фокуса, отсутствие обновлений и какой-либо информации о развитии продуктов. Сегодня, по словам директора Software AG в России и СНГ Игоря Федорова, ситуация изменилась. Теперь у компании ежегодно появляется восемь-девять новых проектов в России, здесь наша страна «впереди планеты всей». Но если головной офис Software AG работает над интеграцией с такими системами, как SAP R/3, то российское представительство чаще решает совсем другие задачи.

«Отечественная специфика заключается в интеграции с продуктами ?1С?, с этой проблемой мы сталкиваемся у многих клиентов», — отметил Федоров.

По сравнению с западными компаниями инфраструктура отечественных предприятий гораздо меньше отягощена наследием эпохи мэйнфреймов. Однако масштаб и значимость немногих организаций, сохранивших приверженность мэйнфреймам, не позволяют разработчикам игнорировать их чаяния. Среди них такие структуры, как «Рос?оборонэкспорт», «Российские железные дороги», «Апатит». Например, в «Рос?оборонэкспорте», по словам директора ИТ-департамента Николая Незаленова, пришли к выводу, что сегодня имеет смысл развивать и направление мэйнфреймов, и Intel-серверов. Первые лучше справляются с большим количеством операций ввода/вывода, вторые — с задачами, требующими значительных «усилий» процессоров. Сегодня основу ИТ-инфраструктуры «Рособоронэкспорта» образуют два мэйнфрейма и три десятка Intel-серверов, соединенных по два в кластеры, а основной СУБД остается Adabas. Многие участвовавшие в мероприятии партнеры компании считают, что в настоящее время альтернативы Natural на мэйнфреймах нет. Как сообщил Федоров, в России у компании более 100 клиентов и 70 из них имеют мэйнфреймы.

Правда, ИТ-директора часто высказывают мнение о том, что приложения на Adabas/Natural не проживут дольше трех лет. Однако Федоров утверждает, что практика показывает: накопленный в этих системах «багаж знаний» не позволит осуществить миграцию как минимум еще лет десять-пятнадцать.

Нужно больше программистов

Задавшись нелегкой целью увеличить число программистов и приложений на платформе Software, в дополнение к действующей программе продвижения пакета AdaBox компания запустила новую программу — NatBox, включающую единую среду для разработки разноплатформенных приложений — SPoD (Single Point of Development). Данные опросов клиентов компании говорят, что SPoD увеличивает производительность разработчика на 20-75% в зависимости от решаемых задач. SPoD состоит из двух элементов: сервера разработки, размещаемого на мэйнфрейме, и Natural Studio, компонента, инсталлируемого на рабочих станциях. Помимо SPoD, в пакет NatBox входят инструмент разработки графических интерфейсов для серверных приложений Entire Screen Builder и средство реинжиниринга приложений Natural Engineer. NatBox сопровождается русскоязычной документацией и продается обязательно в комплекте с обучением специалистов. Лицензия на бесплатное тестирование этого пакета действует четыре месяца, за это время клиент должен определиться с покупкой. Продвижение NatBox будет осуществляться совместно с партнерами.


Перестройка требует ресурсов

Годовой валовой доход Software AG за 2003 финансовый год составил 422,2 млн. евро, прибыль от основной деятельности увеличилась по сравнению с предшествующим годом на 31%, достигнув 41,5 млн. евро, из них 40,8 млн. затрачено на реструктуризацию. Количество служащих, работающих полный день, сократилось за этот период на 12% — с 2920 до 2577 человек, при этом в штаб-квартире произошло сокращение персонала на 16%, а в немецком отделении — на 24%. После уплаты налогов убытки составили 3,4 млн. евро.

Доход от продажи лицензий составил 113 млн. евро, поступления от поддержки продуктов — 191,2 млн. евро. Выручка от оказания услуг уменьшилась на 22%, до 124,3 млн. евро. Доля поступлений от сервиса продолжает снижаться и сейчас, так как руководство компании сократило объем услуг по решению конкретных программных задач клиентов, сосредоточившись на росте лицензионных отчислений. Расчет делается на то, что снижение поступлений от деятельности, не являющейся стратегическим приоритетом, будет уравновешено ростом доходов по основной статье — плате за лицензии. Стоит отметить, что это идет вразрез с преобладающей тенденцией — стремлением разработчиков увеличивать долю доходов от предоставления услуг.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями