Уфимская городская администрация внедряет межведомственный документооборот

На Урале состоялась всероссийская конференция, посвященная созданию интегрированных муниципальных геоинформационных систем. Его организатором выступило государственное предприятие «Уралгеоинформ» — лидер геоинформационного рынка региона. Сейчас оно разрабатывает интегрированную ГИС для мэрии Екатеринбурга, поэтому совершенно естественной выглядит встреча, на которой несколько разработчиков и чиновников обмениваются опытом, обсуждают проблемы интеграции программных комплексов, выдвигают предложения и пожелания для власти. Наибольшие успехи в деле создания ГИС-систем и аналитических приложений продемонстрировали гости из Уфы, Тюмени, Новосибирска, Москвы и Владивостока.

В муниципалитетах в число слабых звеньев входят управления градостроительства, земельные комитеты и комитеты по управлению муниципальным имуществом. Именно эти подразделения вынуждены обрабатывать большое число заявок в сжатые сроки: на землеотводы, строительство новых объектов, заключение договоров на аренду земли и т. д. Иногда администрация города понимает, что автоматизация именно этих структур дает ощутимый эффект в управлении городским хозяйством. А если бы БТИ, главархитектура, земельный комитет, комитет по управлению имуществом, эксплуатационные службы были связаны единой системой документооборота, то можно было бы говорить о реальном воплощении принципов «одного окна».

К сожалению, сегодня даже в относительно благополучной Свердловской области большинство муниципальных образований дотационны. Благо, если какой-либо мэр видит выгоды от информатизации и готов вкладывать в нее хоть какие-то средства.

«Сегодня электронная цифровая карта города отражает состояние муниципалитета 70-х годов. А наш глава администрации не только жалеет средства на обновление топографической основы, но вообще ставит под сомнение необходимость этого», — заявил один из архитекторов, присутствующих на конференции. Понятно, мэр — лицо выборное. Он может и не знать, что такое «электронный документооборот». Как его уговорить инвестировать в ИТ?

Ответы на эти резонные замечания попыталась дать компания «Интегро» из Уфы. Собственно, обсуждение опыта создания муниципальной информационной системы этого города стало чуть ли не центральным на конференции. Практически единодушно участники форума признали, что в деле создания единого городского геоинформационного пространства столица Башкортостана «впереди планеты всей». Но многие засомневались, можно ли достичь такого же результата в других, особенно в малых городах страны?

Администрация Уфы действительно одной из первых в стране поставила задачу создания муниципальной информационной системы. Соответствующее решение здесь было принято в 1993 году и активно претворялось в жизнь в первую очередь Главным управлением архитектуры с помощью «Интегро». На первом этапе была осознана необходимость единой электронной картографической основы для различных муниципальных служб. Западные программные решения для использования в десятках организаций города на сотнях рабочих мест оказались для бюджета неподъемными, и тогда за создание отечественной муниципальной ГИС взялась команда «Интегро». Первая версия доморощенной ГИС была сдана в 1996 году, а с 1998 года ГИС «ИнГЕО» стала коммерческим продуктом (сегодня система установлена в 150 городах России).

Однако, по оценке Вадима Горбачева, директора компании-разработчика, в стоимости общегородской информационной системы геоинформационная составляющая не превышает 5% трудозатрат. Самое трудное было впереди — наполнение баз данных достоверными реестровыми данными, создание автоматизированных технологических процессов по обработке информации на многих рабочих местах во взаимодействующих организациях, аналитика. В 2000 году «Интегро» закончила разработку системы «Мониторинг» для комплексной автоматизации Главархитектуры города Уфы. После подключения к этой системе инженерных служб города (водоканала, электросети и т. д.) стала возможной организация «одного окна» по выдаче разрешений на застройку того или иного земельного участка. Просрочки выдачи документов снизились до 1%, производительность труда персонала увеличилась в 3,5-4 раза. Сроки оформления разрешительных документов уменьшились в несколько раз и составляют сегодня в среднем полтора-два месяца, тогда как в других городах России — многие месяцы, а то и годы.

Сегодня также автоматизированы комитет по управлению муниципальным имуществом (КУМИ), инженерные предприятия города, другие службы. В КУМИ Уфы автоматизированы: ведение реестра муниципального имущества, оформление договоров аренды, расчет арендной платы, контроль платежей. В перспективе предусмотрено онлайновое общение служащих и населения.

Но до сих пор речь шла о внедрении ГИС в отдельных муниципальных структурах. Объединению информационных баз мешало несколько обстоятельств. Во-первых, нежелание разных организаций делиться между собой данными в цифровой форме. Во-вторых, существенная несогласованность кадастровых данных в различных ведомствах. Один и тот же земельный участок, одно и то же здание в базах разных ведомств не всегда воспринимается как идентичный объект недвижимости, имеет различную идентификацию. Наконец, существовало и техническое препятствие — разные структуры и наполненность электронных данных.

Для организационного разрешения этих разногласий в Уфе администрацией города создана специальная межведомственная структура — Муниципальный информационно-технологический центр. Здесь в 2005-2006 годах будет создан «общегородской переводчик»: единая база адресации и реидентификации объектов недвижимости для обеспечения согласования данных между информационными системами разных предприятий. Это реальный переход к электронному документообороту в рамках администрации города в целом. А былая психологическая «закрытость» отдельных подразделений уходит по мере повышения образовательного уровня служащих в сфере ИТ при использовании действительно полезных систем. Когда большинство внутренних процессов управления автоматизировано, появляется естественное желание получать данные извне также в электронном виде, чтобы не заниматься их вводом самим.

Однако в ходе дискуссии о будущем муниципальной информатизации не все высказали радужные надежды на то, что опыт Уфы удастся повторить в других субъектах федерации. Здесь два камня преткновения: деньги и лидеры.

В той же Уфе только на внедрение системы «Мониторинг» в Главном управлении архитектуры и градостроительства ушел не один миллион рублей. А наполнение баз данных за 10 лет обошлось в несколько раз дороже. Но в «Интегро» убеждены, что руководители практически любого города готовы найти деньги, если только они пойдут грамотным разработчикам под реальные проекты. А «реальным» для мэра является тот проект, который прежде всего способствует пополнению бюджета и лучшей управляемости территорией. Необходимо четко обосновать реальные финансовые выгоды от таких инвестиций.

Отсутствие хорошей цифровой карты и взаимоувязанных электронных реестров ведет к огромным потерям как для населения, так и для бюджета. Строительство крупного торгового центра в нужном месте, прокладка новой транспортной магистрали (улучшение транспортной доступности) явно повышают привлекательность (и стоимость) земли для инвесторов в этом районе, а успешный бизнес дает увеличение налогооблагаемой базы.

«В свое время в Уфе ценовые зоны, рассчитанные градостроителями на основе информации о транспортной структуре, экологии, распределении функциональных объектов, действия экологических и других факторов, только за полтора года позволили увеличить поступления платежей от земельных участков с 40 до 200 млн. руб. (сегодня они дошли до миллиарда). В 2005 году администрация города планирует заняться жестким выявлением неплательщиков арендной платы за землю и включить в учет земли (межевание), находящиеся ?между домами?», — утверждает Вадим Горбачев. По оценкам экспертов, это позволит собирать в бюджет города 3-5 млрд. руб.

В Уфе муниципальная информатизация проходит постепенный, эволюционный путь. Но в каждом ли городе найдется тот, кто смог бы годами во всех инстанциях отстаивать идею комплексной автоматизации, показывая высокую результативность? Может быть, лучше на федеральном уровне определить недорогую и несложную платформу ГИС, обязательную для внедрения на территориях? Тогда главам местных администраций не останется выбора, да и необходимость увязывать между собой разнородные платформы отпадет сама собой. Кажется, для России принудительный характер информатизации исторически выглядит более естественным...

Однако слабо верится, чтобы нашелся кто-то «в центре», кто смог бы обобщить опыт местного самоуправления в такой степени, что это привело бы к «типовой ГИС». К тому же раздать ГИС-платформы и интегрировать на их основе информационные ресурсы отдельных ведомств — совершенно разные задачи. Муниципальная информационная система — это в первую очередь модель города с учетом местной нормативной базы. Она не может быть «типовой». В Уфе, судя по всему, нашлись компетентные лидеры — как в администрации города, так и среди разработчиков. Остается пожелать, чтобы они были и в других городах.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями