Почему сегодня нужно обращать особое внимание на задачи, возникающие в связи с необходимостью поддерживать работу мобильных служащих

Должность Джеффа Уэккера, сотрудника компании Electronic Data Systems, называется необычно — «футурист». Он занимается проблемами будущего. Недавно он рассказал обозревателю еженедельника Computerworld Гэри Антесу о том, почему в ближайшие годы нужно обращать особое внимание на задачи, возникающие в связи с необходимостью поддерживать работу мобильных служащих, управлять и перерабатывать неструктурированную информацию и развивать инфраструктуру обмена данными.

Предстоит ли нам стать свидетелями информационного взрыва?

Да, и этот прогноз базируется по крайней мере на двух важных факторах. Во-первых, в предприятия уже начинают стекаться данные от различных датчиков, в том числе от ярлыков радиочастотной идентификации (RFID), причем надо сказать, что эти потоки со временем будут только усиливаться; представители торговой сети Wal-Mart полагают, что в их магазины ежедневно будет поступать от 5 до 7 Тбайт данных. Другой фактор: примерно 90% информационного контента среднего предприятия составляет неструктурированная информация. Она имеет форму, мало приспособленную для чтения компьютерами, например сообщения электронной почты. В качестве инструмента для структурирования подобного контента мы используем средства контекстно-чувствительной добычи текстов. После подобной обработки вся информация такого рода становится активом предприятия.

Но как можно использовать эти новые активы?

Как правило, информация, с помощью которой мы можем прогнозировать будущее, — это нетрадиционная корпоративная информация, так называемая индикаторная информация. Можно говорить о транзакциях — это прошлое; о событиях — это настоящее; а можно говорить об индикаторах, но в бизнесе они традиционно не используются. Эту информацию можно поместить в хранилище данных и после события проанализировать, что именно следовало предпринять. Пользователь получает возможность разобраться в бизнес-ситуациях, которые будут повторяться и впредь, и сказать: «Так, и что же я хотел бы получить из подобной ситуации?»

Что могут дать информационные технологии для мобильных пользователей?

Мобильные служащие — настоящие пасынки информационной революции, ведь ИТ, в сущности, ограничивались обслуживанием стационарной среды. Работа мобильных служащих и ИТ-инфраструкты предприятия не синхронизирована. Офисные служащие решают проблемы, сидя за компьютерами, а у мобильных служащих алгоритм работы, как правило, иной: в офисе они получают информацию, покидают офис, выполняют свою работу, возвращаются и предоставляют коллегам полученную информацию. ИТ не накладываются непосредственно на их работу.

Мы создали испытательную среду — так называемый «ментор процессов» (process mentor). Она дает возможность предоставлять информацию мобильному служащему, что называется, в нужную секунду, причем в ряде случаев без запроса.

К примеру, в нефтяной промышленности 70% работников трудятся в поле. Средний возраст таких служащих составляет 55 лет, и половина из них в течение ближайших пяти лет уйдет на пенсию. Эти люди располагают бесценным опытом, утрату которого непросто восполнить. Представьте, скажем, такую картину: я подошел к устью скважины и спрашиваю: «А как разобрать вот эту штуковину?» И вдруг мне поступает сообщение, в котором подробно расписывается весь этот процесс. В нем говорится: «Первый этап процесса разборки выполняется так-то и так-то, второй — таким образом, а теперь действуйте». Мы получаем возможность привнести ИТ в бизнес-процессы, а не идти в обход бизнес-процессов.

Где, по вашему мнению, будут применяться датчики?

Представим, что в небе летит самолет. И если он оборудован датчиками, которые сообщают мне, что та или иная деталь может скоро выйти из строя, я смогу по воздуху доставить эту деталь в пункт назначения этого самолета еще до того, как он совершит посадку. Такая модель будет реализована на всех авиапредприятиях. Все объекты, поступающие в мою логистическую цепочку, подвергающиеся обработке в процессе производства, направляемые потребителям, и все работники моей организации будут направлять мне информацию.

Эти дополнительные данные с неизбежностью будут оказывать огромное воздействие на системы хранения данных. Когда мы начнем направлять петабайты информации из одной компании в другую, то сможем убедиться, что дешевле погрузить накопитель на самолет и переправить его на другое побережье. Вот такой ограничитель появится у нас в будущем, поскольку петабайты информации неудобно передавать по нашим каналам связи.

И как же решать эту проблему?

Объем данных, записываемых на жесткий диск, каждый год удваивается, а пропускная способность оптоволоконных сетей связи удваивается раз в девять месяцев. За счет этих факторов и будет решена проблема, хотя решение, конечно, займет какое-то время.

Кроме того, файлы можно делить на множество фрагментов, передавать эти фрагменты и собирать их в единое целое на другом конце канала связи. Проблема здесь — недоброй памяти последняя миля. Чаще всего компании не располагают сетями, которые позволяли бы им передавать данные по множеству каналов из одного источника одному адресату. Это проблема организации инфраструктуры, которая прежде никогда не приходила нам в голову.