Федеральный закон «О техническом регулировании», вступивший в силу с 1 июля 2003 года, определяет новую роль стандартов в жизни нашего общества — в том числе стандартов, касающихся продуктов и решений в области информационных технологий. В соответствии с ним использование стандартов стало добровольным делом каждого производителя

Подготовка и принятие закона дали старт глубокой реформе системы технического регулирования в нашей стране. Нынешней весной в рамках другой реформы, реформы российского правительства, и сам Госстандарт был преобразован в Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии. Между тем работа над программой разработки технических регламентов далека от завершения.

Григорий Элькин: «Закон о техническом регулировании призван сломать механизмы, мешающие развитию экономики»

Основная и часто упоминаемая цель реформы технического регулирования — снять давление с производителей, поскольку их деятельность в последнее время регламентируется множеством норм, за соблюдением которых соответственно надзирает множество контролирующих органов. Нормы эти устанавливались не всегда обоснованно, поэтому одной из основных идей реформы было вывести утверждение технических требований на уровень федерального закона или по крайней мере постановления правительства, чтобы упорядочить этот процесс. С другой стороны, необходимо сделать эти нормы минимально необходимыми (не завышенными) и устанавливать их в целях защиты жизни, здоровья, окружающей среды. Государство достаточно четко определило границы, в каких целях устанавливаются нормы и каков их уровень, а все, что касается качества и конкурентоспособности продукции, должно регулироваться рыночными механизмами.

Однако нередко забывают о второй немаловажной цели. Техническое регулирование должно происходить таким образом, чтобы не только снять давление с производителя и защитить граждан, но и стимулировать развитие экономики, в том числе улучшить показатели качества продукции.

Скорость — не главное

Федеральный закон «О техническом регулировании», подписанный президентом Путиным 27 декабря 2002 года, по мнению большинства, открыл новую эпоху в области стандартизации в нашей стране. Оценивая его, эксперты порой высказывают полярные точки зрения, однако все сходятся в том, что последствия реформы технического регулирования будут значительны в том числе и для отрасли информационных технологий.

«Закон о техническом регулировании принимался как передовой закон для нашей страны. Он создан очень своевременно и призван сломать механизмы, мешающие развитию экономики», — уверен руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Григорий Элькин.

Путь реформы очень непрост и, безусловно, на нем встречается ряд проблем. Закон предполагает семилетний переходный период, который в основном служит для формирования новой системы обязательных требований, заложенных в технических регламентах.

Сейчас при разработке регламентов включаются такие механизмы, как оценка риска, в том числе в части масштабов причинения вреда. В зависимости от этих рисков будут разниться и формы подтверждения соответствия — более или менее жесткие. Таким образом, будет производиться привязка к возможным масштабам причинения вреда. Это новый этап в сфере технического регулирования.

«Хотелось бы, чтобы реформа двигалась быстрее, и мы делаем все возможное для этого. Тем не менее самое главное для нас, чтобы реформирование происходило с четким пониманием того, что делается и зачем», — подчеркивает Элькин.

Анархии не будет

Исполнительные органы подвергаются критике за медленную работу. Низкая же скорость разработки и большинство встречающихся проблем реформирования связаны с тем, что технические регламенты разрабатываются впервые. В настоящее время около 50 регламентов либо находятся в стадии публичного обсуждения, либо обсуждения по ним уже окончены и в ближайшее время регламенты начнут появляться. Тут тоже есть определенные проблемы — активность представителей нашей промышленности на стадии обсуждения проектов не так велика, как хотелось бы. Между тем им следовало высказывать свои соображения и замечания, иначе технический регламент может появиться с завышенными показателями. А ведь после того как их требования станут законом, ему нужно будет следовать.

Жесткий государственный контроль за соблюдением ГОСТов уходит в прошлое. Но как бы их ни ругали, для потребителя это была гарантированная защита. Теперь же ГОСТы получили статус национальных стандартов и их выполнение не является обязательным. Отсутствие контроля может привести к полной анархии в этой сфере.

Защита потребителя в переходный период тщательно продумывалась во время разработки ЗТР. На это время национальные стандарты, соответствующие целям закона, то есть те, что касаются защиты жизни, здоровья, окружающей среды, остаются обязательными до введения в действие соответствующих технических регламентов. Также сохраняется и надзорная деятельность государства за их соблюдением.

В поисках гармонии

Уровень гармонизации российских стандартов с мировыми составляет 35-40%. С одной стороны, это очень хороший показатель. Его удалось достичь за счет активного участия в международных организациях по стандартизации. Это открывает большие возможности, например принятие международных стандартов «методом обложки» в качестве национального стандарта. Но не все так хорошо. В развитых странах считается, что фонд стандартов должен ежегодно обновляться не менее чем на 10%, их стандарты очень динамичны. Российский фонд стандартов составляет приблизительно 25 тыс. Получается, что для соответствия показателям развитых стран ежегодно нужно разрабатывать и вводить в действие 2500 стандартов. Государственная стандартизация всегда жила исключительно на бюджетные деньги. В последние годы разработка велась при очень ограниченных финансовых ресурсах, что позволяло вводить лишь по 500 стандартов в год. Понятно, что это очень мало. Кроме того, не было возможности привлечь наиболее квалифицированных разработчиков.

«Несмотря на то что степень гармонизации достаточно высока, нельзя сказать, что мы удовлетворены. Фонд во многом устарел, а в гармонизированной части существуют ошибки», — признает Элькин. Принять стандарт «методом обложки» означает не только его перевод, это достаточно сложный процесс.

Сейчас очень важно реформировать систему стандартизации. В развитых странах она живет не только и не столько на бюджетные деньги, но и на средства промышленности, заинтересованной в развитии стандартов. При этом на Западе существуют рычаги, позволяющие привлечь промышленность к данному процессу. Одна из важнейших частей реформы — привлечь внимание бизнеса к стандартизации, с тем чтобы снять зависимость системы от бюджетного финансирования.

Защита публичностью

Однако существует риск, что переход на негосударственное финансирование повлечет за собой снижение объективности технических регламентов в ущерб интересам потребителей. Уже сейчас возникают попытки лоббирования промышленностью своих интересов. Для защиты от этого процесс разработки технических регламентов предусматривает обязательную стадию публичного обсуждения. После завершения проекта регламента разработчик обязан представить не только его текст, но и все замечания и предложения по нему. Затем приступает к работе экспертная комиссия, создаваемая из представителей органов власти, промышленности и потребительских обществ. Все это должно значительно повысить объективность требований, принимаемых как обязательные.

Модель, заложенная в законе о техническом регулировании, считается весьма перспективной, поскольку она позволяет снять давление со стороны лоббистов на государственные органы и повышает интерес промышленности к стандартам, привлекая средства на их разработку.

В настоящее время находятся в завершающей стадии порядка 400 стандартов, которые могут быть приняты до конца года.

Система государственного значения

Техническое регулирование требует значительного использования информационных технологий. Аккредитовано около 1200 органов по сертификации, они расположены по всей стране и за рубежом. Со всех этих органов необходимо собирать информацию для поддержания полноты базы данных. Необходимо поддерживать базы данных сертификатов. В условиях реформы, безусловно, от информационной системы потребуется много нового, в ней нужны серьезные изменения. Например, одно из необходимых новшеств, важных для оценки рисков, — создание базы данных по случаям нанесения вреда, связанным с нарушением технических регламентов. В связи с этим предполагается разработка информационной системы нового поколения. Проект по созданию этой системы имеет государственное значение, он достоин того, чтобы занять свое место в федеральной целевой программе «Электронная Россия», считает Элькин.


Что такое технический регламент

Технические регламенты (ТР) могут разрабатываться на основе международных или национальных стандартов и приниматься в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Особо подчеркивается, что принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

ТР устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие определенные виды безопасности, а также единство измерений. Среди упомянутых в законе видов безопасности: безопасность излучений; взрывобезопасность; пожарная безопасность; промышленная безопасность; электрическая безопасность; электромагнитная совместимость в части обеспечения безопасности работы оборудования.

Информационная безопасность законом не выделена. Следовательно, требования к ИТ должны предъявляться в технических регламентах только как к источникам перечисленных в законе рисков. Скажем, соответствующие элементы ИТ могут рассматриваться в виде продукции, представляющей для потребителя электрическую опасность. В то же время информационная безопасность, надежность, качество, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость и иные важнейшие свойства ИТ не подлежат регламентированию.

ТР должен содержать исчерпывающий перечень объектов регулирования, в отношении которых устанавливаются требования, и правила их идентификации. Он определяет требования к объектам регулирования, но не их конструкцию или исполнение.

С учетом степени риска причинения вреда в ТР могут содержаться специальные требования, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан, например несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов. Допускаются также специальные требования, отражающие климатические и географические особенности.

Также в ТР могут содержаться правила и формы оценки соответствия, в том числе схемы подтверждения соответствия, определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия, а также требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля, аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта; разрешены и иные формы оценки.

Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории РФ. Они применяются одинаковым образом и в равной мере, независимо от страны, места происхождения объекта регулирования, видов или особенностей сделок, лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами или приобретателями…

Закон выделяет общие и специальные технические регламенты. Общие обязательны для применения и соблюдения в отношении любых объектов регулирования; специальные учитывают технологические и иные особенности.

Общие технические регламенты принимаются по вопросам безопасной эксплуатации и утилизации оборудования; безопасной эксплуатации зданий, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной безопасности; биологической безопасности; электромагнитной совместимости; экологической безопасности; ядерной и радиационной безопасности...

Технический регламент принимается в соответствии с федеральным законом. Разработчиком проекта ТР может быть любое лицо. Закон содержит порядок принятия проекта технического регламента. В частности, установлено, что с момента опубликования уведомления о разработке проекта ТР он должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта. Взимаемая за это плата не может превышать затраты на изготовление копии…

Технический регламент может быть принят международным договором.

Из статьи Андрея Баутова «Техническое регулирование: новый закон». «Директор информационной службы», № 4, 2003