До 80% реальных портфелей ИТ-продуктов и услуг не сбалансированы

Недавнее исследование Meta Group IT Portfolio Management (IT PfM), целью которого была оценка тенденций в сфере управления портфелями ИТ-продуктов, показало быстрый рост популярности этой методологии. Ее уже внедряют 42% опрошенных, и 21% планируют сделать это в течение ближайшего года. Но большинство опрошенных указали, что только начинают осваивать IT PfM.

«Многих отпугивает непонимание подходов, к тому же имеет место недостаток информации и оценок», — признал Вилли Аппел, старший вице-президент Meta Group.

Он отметил, что большинство предприятий по-прежнему неверно подходят к своим ИТ-портфелям, рассматривая их прежде всего как соотношение в них стратегического и тактического начала, но не оценивая с точки зрения их относительной ценности или уровня риска. ИТ-директора должны разрабатывать портфели не как некое сочетание продуктов, которое должно быть предложено в конечном итоге, а как динамическое задание на перспективу.

Основные моменты, на которые нужно обращать внимание при разработке ИТ-портфеля, это ценность продуктов и услуг для бизнеса (как правило, 85%), возможность получения дополнительной прибыли с помощью продуктов и услуг, что обеспечивает рост компаний (обычно 12%), ценность с точки зрения выявления новых возможностей для бизнеса, что ведет к реформам (около 3%).

«ИТ-директора должны оценивать способность организации изменять это сочетание в упреждающем режиме, с тем чтобы постоянно иметь возможность сохранять ценность для бизнеса, — пояснил Аппел. — Средства управления портфелем предложений увеличивает знания, которыми располагает корпорация, и позволяет действовать на их основе. Возможность распределить ИТ-ресурсы по категориям имеет решающее значение в период экономической неопределенности, поскольку позволяет снизить затраты и реструктурировать инвестиции».

Если руководитель информационной службы не распределит составляющие ИТ-портфель продукты и услуги по категориям, а также если не будет уделять серьезного внимания управлению рисками, он может нанести урон бизнесу. Более того, подход на базе портфелей предложений предоставляет в распоряжение ИТ-директора методологию для аргументации ценности продуктов и необходимости принимать определенные риски.

В Meta Group полагают, что IT PfM можно дополнять средствами управления ресурсами, управления проектами, управления жизненным циклом продуктов, управления ресурсами, информационным анализом и анализом реальных возможностей.

«Не следует забывать, что наилучшие методы работы должны сочетаться с устоявшейся корпоративной культурой», — напоминает Аппел.