На безоблачное развитие рынка мобильной связи аналитики отводят год-два, а потом приток новых абонентов существенно сократится. Поэтому уже сейчас операторы должны продумать, как они будут развиваться дальше, когда будет удовлетворен спрос на наиболее востребованные услуги

На безоблачное развитие рынка мобильной связи аналитики отводят год-два, а потом приток новых абонентов существенно сократится. Поэтому уже сейчас операторы должны продумать, как они будут развиваться дальше, когда будет удовлетворен спрос на наиболее востребованные услуги. Как известно, есть два пути: экстенсивный и интенсивный. Оба они рассматривались в рамках докладов на очередном Форуме коммуникаций, который на этот раз был полностью посвящен мобильной связи.

Количество

Экстенсивный путь предполагает развитие мобильной связи на новых территориях. В частности, сейчас в Москве уже ощущается замедление роста абонентской базы из-за насыщения рынка, но зато идет активное освоение региональных рынков. Там заметно оживление: приход «Большой тройки» («ВымпелКом», «МегаФон», МТС) активизировал конкурентную борьбу. Во многих регионах появились четыре, а в Нижнем Новгороде, Саратове, Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени, Кемерово и Саранске — даже пять операторов.

Во многих регионах национальные операторы пока на вторых ролях, поскольку местные мобильные компании, уже несколько лет работающие на рынке, накопили хорошую клиентскую базу. Тем не менее «пришельцы» имеют достаточно большие финансовые и маркетинговые ресурсы для ведения конкурентной борьбы. В результате конкуренция в регионах ведется в основном по ценам, что приводит к сильному снижению доходности на одного абонента (ARPU) — сейчас в регионах этот показатель опустился ниже 10 долл. в месяц, хотя в целом по стране он составляет около 13 долл. в месяц.

Однако понятно, что и этот ресурс исчерпаем и, удовлетворив весь платежеспособный спрос, замедлится развитие и в регионах. Куда же идти дальше? Финансовые аналитики предлагают — в страны СНГ. К примеру, Андрей Байкалов из «Альфа-Групп» считает, что мобильный рынок стран ближайшего зарубежья отстает от российского на пять-шесть лет. Тем не менее по количеству потенциальных пользователей он сравним с российским: 135 млн. человек в СНГ и 143 млн. человек — в России. На сегодняшний момент распространенность мобильной связи в странах СНГ находится на уровне от 4 до 14%, в то время как потребность в этих услугах испытывает 54% населения, а в некоторых странах и до 70%.

По оценкам Байкалова, у российских компаний наиболее выгодные позиции для выхода на рынки СНГ. Уже сейчас основные российские операторы имеют сети в пяти странах: на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Таджикистане и Узбекистане. А из иностранных финансовых групп активность в СНГ проявляют только Telenor и Telia. По этим причинам в 2005 году российские операторы, скорее всего, будут осваивать рынок СНГ. Кроме того, по мнению Байкалова, их основная деятельность будет сосредоточена на покупке уже существующих игроков рынка, а не на строительстве собственных сетей. На это по предварительным оценкам компаниями будет потрачено около 600 млн. долл.

Впрочем, есть и еще один способ увеличения количества клиентов с помощью уже построенной мобильной сети — создание виртуальных мобильных операторов. Эти операторы продают услуги мобильной связи под своим именем, но собственной сети базовых станций не имеют, а арендуют ее у существующих мобильных операторов. При этом они берут на себя расходы по привлечению новых клиентов и их техническому обслуживанию, продвижению новых услуг и рискованных сервисов. Оператор, владеющий сетью базовых станций, продает телефонный трафик «виртуалам» оптом и тем самым получает деньги, не заботясь о привлечении новых клиентов. В России бизнесом такого рода уже занимаются несколько компаний. Однако сейчас доля клиентов виртуальных операторов менее процента, хотя в некоторых странах она достигает 10%.

Качество

Итак, экстенсивный захват новых территорий и ужесточение конкурентной борьбы приводит к снижению цен за услуги мобильной связи и уменьшению отдачи от одного абонента. В результате операторам приходится работать на грани рентабельности, что отрицательно сказывается на стабильности бизнеса. Им приходится заботиться не только об увеличении количества своих абонентов, но и об улучшении их качества, то есть умения и потребности пользоваться дополнительными сервисами, оплата которых ведется со счетов оператора.

Одним из таких прибыльных бизнесов является продажа мелодий через мобильные телефоны, которая сейчас приносит правообладателю больше денег, чем продажа музыкальных компакт-дисков. Так, по информации Дмитрия Майко, заместителя генерального директора «Первого музыкального издательства», мелодию из фильма «Ночной дозор» за последний квартал легально скачали более миллиона раз. А дисков за тот же период продано не более 50 тыс. штук. К тому же в мобильной сети мелодия продавалась одна, а не в комплекте с другими композициями, поэтому и доход от ее продажи через мобильную сеть оказался выше. Аналогичная ситуация и с мобильными играми, которые также приносят больше дохода, чем их продажа на дисках.

Продажа информации через сеть мобильного оператора происходит следующим образом. На мобильные телефоны мелодия или игра попадает через GSM-сеть. Однако хранится она на серверах, принадлежащих поставщику информации, который играет роль издателя. С ним оператор заключает договор, в рамках которого издатель получает внутренний телефонный номер для предоставления услуг пользователям оператора. Оператор также перечисляет издателю деньги за проданные мелодии. Такое решение проблемы микроплатежей отличает инфомобильный бизнес от Internet-коммерции и позволяет ему стремительно развиваться.

Надо отметить, что этот рынок более контролируем, чем продажа дисков. Дело в том, что оператор, подписывая контракт с издателем, требует соблюдения определенных правил, нарушение которых карается расторжением договора и отключением от сети. «Первое музыкальное издательство» заключило около 80 договоров с поставщиками информации. По экспертным оценкам, всего на российском рынке действует около сотни поставщиков мультимедийных услуг. Оценить уровень пиратства для оптических носителей значительно труднее и, скорее всего, он несколько выше. К тому же новый способ продажи музыкальных произведений и игр оказывается экономически эффективнее, чем другие.


Мультимедийные пираты

Проблема пиратства существует и на мобильном рынке. Самым распространенным видом нарушений является бесплатная раздача мелодий через WAP-сайты, потери от чего составляют миллионы долларов. Кроме того, есть продавцы мелодий, которые ведут свою торговлю без разрешения правообладателей, но их меньше, поскольку за этим следят операторы. Наблюдается пиратство и в салонах связи, которые устанавливают мелодии на телефон без использования мобильной сети и не имея на это прав.

Есть даже «юридические» пираты, которые выдают лицензии на продажу мелодий, не заключая при этом договоров с правообладателями. В качестве примера приводилось Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям, которое выдает лицензии на передачу мелодий по сети Internet, но не дает (поскольку не имеет) разрешений на воспроизведение. Согласно выдаваемой РОМС лицензии, передавать мелодию по Internet можно, а хранить нельзя ни на сервере, ни на телефоне. При этом по существующим законам не требуется получать разрешения на передачу музыкального произведения по сетям Internet — такое требование появится только в 2006 году. Таким образом, на текущий момент для легитимного распространения мелодий лицензия Общества не требуется, а деньги эта организация уже получает.


Телефония в СНГ

В таблице указана доля пользователей мобильной и фиксированной связи в процентах от общего населения страны. Для мобильной связи также указана средняя ежемесячная доходность одного абонента

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями