IDC о расходах на информационные технологии

Объем российского ИТ-рынка в 2003 году составил, по оценке IDC, 7,1 млрд. долл., в 2004 году аналитики прогнозируют его увеличение на 26%. При этом рынок ИТ-услуг вырастет на 28%, а рынок персональных компьютеров в штучном выражении увеличится по сравнению с прошлым годом на 29%.

Динамику 2005 года аналитики оценивают более сдержанно: рост рынка прогнозируется на уровне 20%, поставки ПК увеличатся на 23%, и только услугам прочат сохранение нынешних темпов роста на уровне 27-28%. В течение нескольких последующих лет рост рынка будут обеспечивать инвестиции компаний добывающих отраслей, государственного и финансового секторов, а также поступления из таких быстро развивающихся областей, как розничная торговля и телекоммуникации.

В 2003 году Россия переживала период экономического роста, характеризующегося высокими ценами на нефть и другое сырье, повышением покупательской способности и взрывным ростом ряда отраслей. Именно рост экономики и способствовал увеличению ИТ-затрат как в корпоративном, так и в массовом секторах рынка. Особенно разительны изменения в сегменте мобильной связи: число абонентов выросло с 30 млн. в 2003 до 60 млн. в 2004 году, продажи мобильных телефонов — с 17 млн. до 28 млн. штук. Объем рынка мобильной связи, который в текущем году оценивается приблизительно в 4 млрд. долл., в 2005 году превысит весь рынок технического обеспечения ИТ.

Наибольшая доля в общем объеме затрат на информационные технологии пришлась на государственные структуры, за которыми с минимальным отрывом следовали непрерывное производство и сектор, объединяющий сельское хозяйство, строительство и добывающие отрасли, на четвертом месте оказались домашние пользователи. На эти рынки в 2004 году в сумме приходится 48% ИТ-затрат, и в ближайшие годы они будут стабильно расти. Наиболее высокие темпы увеличения ожидаются в образовании и розничной торговле, поскольку их теперешний уровень пока довольно низок. Кроме того, предполагается быстрый рост банковского сектора и сектора услуг, причем банки к 2008 году войдут в тройку крупнейших потребителей ИТ.

Но самым крупным инвестором останутся органы власти. Такие федеральные структуры, как Государственный таможенный комитет, Федеральная служба по налогам и сборам и Минэкономразвития РФ, которые имеют возможность влиять на утверждение собственных бюджетов, продолжат обновление своих систем. Затраты региональных администраций, видимо, будут значительно меньше, единственное исключение — правительство Москвы, которое и впредь намерено реализовывать ИТ-проекты в принадлежащих ему компаниях.

Закупки оборудования по-прежнему остаются самой крупной статьей расходов, но их доля в структуре продаж неуклонно сокращается. В 2001 году она составляла около 72%, в 2002-м — 68,6, а в 2003-м — уже 66,6%. Продажи оборудования за прошлый год выросли на 23%, а услуг и программного обеспечения — на 28 и 47% соответственно.

Наибольшим потенциалом роста, по мнению аналитиков IDC, обладает рынок ИТ-услуг. В структуре расходов российских предприятий на ИТ доля услуг сегодня составляет 21%, не дотягивая даже до уровня восточноевропейских соседей, которые тратят на услуги около 30% своих ИТ-бюджетов.

В настоящее время наибольший объем доходов в структуре российского рынка ИТ-услуг приходится на системную интеграцию (32%) и заказную разработку ПО (26%). Крупным сектором рынка является также внедрение и поддержка программных продуктов и оборудования, на него приходится 17%. Другие виды услуг гораздо менее значимы. Результаты опросов ИТ-руководителей, проводимые IDC в регионах, подтверждают эту картину: на первые по значимости места они ставят услуги, связанные с поддержкой оборудования и программного обеспечения, внедрением прикладных систем, а также ведением интеграционных проектов.

А вот по темпам роста наименее развитые сегменты рынка услуг опережают его средние показатели. Так, если за 2003 год рост всего рынка составил порядка 25%, то темпы прироста выручки ИТ-компаний от аутсорсинга и консалтинга составили около 40%, а от продажи услуг обучения — около 30%.

Что касается оценки важности внедряемых технологий, то в пятерку наиболее значимых вошли системы централизованного управления ИТ-информацией, системы хранения данных, бизнес-аналитики, средства защиты информации и VoIP, упомянутые более чем 15% участниками опроса.