В том, что рынок персональных компьютеров таков, каков он есть, роль этой компании трудно переоценить
Успех Compaq Portable был таков, что в течение года компания попала в список Fortune 500, ее акции росли в цене так быстро, что Compaq оказалась в числе любимиц Уолл-Стрит

Компании Compaq Computer была отмерена недолгая, но бурная жизнь. Началась она с того, что в хьюстонском ресторане «Дом пирогов» сошлись три инженера из Texas Instruments — Род Кэньон, Джим Харрис, Билл Мурто и известный венчурный капиталист Бен Розен. Исторический ужин состоялся в начале 1982 года, а всего через 20 лет и пять месяцев, в мае 2002 года, было объявлено о слиянии с HP, в результате которого и завершилась история стремительного подъема Compaq на Олимп компьютерного бизнеса.

С самого начала в основу бизнеса будущей компании была положена лежавшая, казалось бы, на поверхности идея. Основатели решили копировать персональные компьютеры IBM, но при этом превзойти оригинал по качеству и предлагать ПК по более низкой цене. Для дебютной модели, которая потрясла рынок своей оригинальностью, было выбрано невиданное дотоле мобильное конструктивное исполнение. Можно сказать, что именно Compaq открыла нынешнюю индустрию ноутбуков. Кроме того, с Compaq началось использование терминов «IBM-совместимый» и «производитель клонов», именно ее опыт стал примером для подражания огромному числу компаний и привел к становлению рынка ПК в его нынешнем виде.

Построить задуманный клон было не сложно. Единственной серьезной трудностью на пути воспроизводства IBM-совместимого компьютера оставалась монополия IBM на BIOS, все остальное было доступно. ПК собирался из продающихся на рынке комплектующих, а условия лицензии на MS-DOS не ограничивали Microsoft в возможности предложить свою ОС еще кому-то. К разработке собственной версии BIOS в Compaq подошли серьезно, примерно так, как это делалось в тех странах, где копирование было основой государственной технической политики. Параллельно работали две команды, одна вскрывала методами реинжиниринга ту систему BIOS, которую создала IBM, а вторая шла своим путем, потом результаты слили. На работу понадобилось меньше года, но затраты составили почти миллион долларов. В конце ноября 1982 года удалось представить невиданный прежде компьютер, упакованный в чемодан; крышкой чемодана служила клавиатура.

Compaq Portable имел следующие характеристики: вес 12 килограммов, процессор Intel 8088 с возможностью расширения сопроцессором Intel 8087, 128 Kбайт памяти с возможностью расширения до 256 Kбайт, двойной флоппи-дисковод с дискетами по 320 Kбайт и девятидюймовый алфавитно-цифровой экран, монохромный или цветной. За год было продано 53 тыс. компьютеров. Успех Compaq Portable был таков, что в течение года компания попала в список Fortune 500, ее акции росли в цене так быстро, что Compaq оказалась в числе любимиц Уолл-Стрит.

В 1984 году был создан настольный компьютер Compaq Deskpro затем выпущен целый ряд мобильных моделей, настольных рабочих станций. Компания начала производить собственные серверы, принтеры и другое оборудование. Основным конкурентным преимуществом Compaq была высокая инженерная культура, обеспечивавшая изделиям высочайшие эксплуатационные качества. За годы существования были собраны все возможные призы и награды, куплены такие традиционные компьютерные компании, как Tandem и Digital Equipment. В итоге номенклатура производимых компьютеров распространялась от карманных iPaq до суперкомпьютеров, поставляемых Пентагону.

Экспансия продолжалась вплоть до 2000 года, но покупка в 1998 году за 9,6 млрд. долл. DEC (по мнению многих, непродуманная), оказалась компании не по силам и стала тем поворотным моментом, начиная с которого удача изменила Compaq.

Не следует забывать, что основу бизнеса компании составляли персональные компьютеры, поэтому проигрыш на этом фронте стал для Compaq фатальным. Победителем вышел Майкл Делл, который в известной мере повторил опыт Compaq, но в качестве главного оружия в конкурентной борьбе избрал не преимущество в качестве, а схему продаж.

Как бы ни комментировали акт слияния с HP, скрыть то обстоятельство, что он был вынужденным, не удается. Бен Розен признал это, но с гордостью сказал: «И все же у нас были великие достижения, мы создали 65 тыс. рабочих мест, наш годовой оборот достиг 40 млрд. долл., а началось все с мечты и простой схемы, нарисованной в ресторане».