Вывод недавнего исследования Gartner может показаться на первый взгляд парадоксальным — деятельность ИТ-службы не должна ограничиваться собственно информационными технологиями

Роль ИТ-директора и вверенного ему подразделения в ближайшие три года радикально изменится, круг задач, которые он сейчас решает, сократится примерно на треть. ИТ-директорам недостаточно управлять информационными системами предприятий, им необходимо осваивать вопросы управления отношениями с партнерами и управления службами.

Изменения коснутся не только ИТ-директоров. По оценке Gartner, к 2008 году штат 60% ИТ-организаций сократится примерно наполовину.

Изменения могут сказаться и на бизнесе в целом. Если предприятия не уловят происходящих сдвигов и не отреагируют на них, они поставят под угрозу не только успех, но даже существование бизнеса. Компании, которые не изменят характер своей работы, будут ежегодно терять до 15% доли рынка.

В Gartner прогнозируют, что в ближайшие три года бизнес-среда будет все более консолидироваться; будет расти степень ее федеративности. В то же время роль ИТ в работе предприятий станет значительно важнее; при этом функции ИТ будут предоставляться в основном независимыми поставщиками услуг или в рамках партнерства.

В результате сфор?мируется среда, где большинству предприятий не нужно будет держать в штате квалифицированных ИТ-специалистов. В 2008 году 50% ИТ-организаций будут выполнять функции своеобразных посредников, занимаясь оценкой требований бизнеса, а не поддерживать и совершенствовать технологические решения.

При таком развитии событий ИТ-руководителям потребуются навыки управления бизнес-процессами и взаимоотношениями, а не технические знания.

В Gartner полагают, что во многих случаях традиционные ИТ-подразделения в результате реорганизации бизнеса исчезнут. Вместо директоров ИТ-служб появятся своего рода менеджеры бизнес-технологий и руководители бизнес-сетей.

Роль ИТ на предприятии изменилась с тех пор, как началась поддержка ИТ в виде отдельного направления деятельности и появились соответствующие подразделения, и темп этих изменений растет. ИТ-директора должны уделять особое внимание внешним связям своих предприятий. В 2008 году руководители большую часть времени будут проводить вне компании.

Компании должны делать акцент не на технологиях, а на бизнесе в широком понимании: по оценкам Gartner, так называемые «гибкие» (agile) компании будут значительно опережать своих консервативных конкурентов.

В ходе перемен сохранят свое положение только те ИТ-руководители, которые смогут адекватно управлять взаимоотношениями и проводить реформирование ИТ-департаментов в том направлении, которое отражает будущие требования бизнеса.

Тем, кто сейчас занимает пост ИТ-директора, в Gartner рекомендуют ускорять разработку бизнес-процессов и готовиться к преобразованиям; приобретать навыки управления и бизнесом, и технологией; сосредоточивать внимание на результатах бизнеса, не ограничиваясь достижениями в технологической сфере; задействовать бизнес-сети как внутри, так и вне предприятия.


Основные технологические приоритеты 2004

Директора информационных служб уже вполне отдают себе отчет в том, насколько важно инвестировать в ИТ-инфраструктуру любому предприятию, которое хочет стимулировать инновации и стремится к увеличению своей прибыльности. По результатам недавнего опроса, проведенного компанией Gartner, приоритеты в отношении внедрения новых информационных технологий распределились следующим образом.

  1. Развертывание эффективной и гибкой инфраструктуры
  2. Управление эффективными и гибкими инфраструктурами
  3. Инструментарий совершенствования защиты информационных систем
  4. Средства управления показателями эффективности ИТ
  5. Снижение общей стоимости владения
  6. Интеграция приложений/промежуточное программное обеспечение/средства обмена сообщениями
  7. Управление стандартными настольными конфигурациями в масштабах предприятия
  8. Реализация бизнес-процессов на базе ИТ, которые объединяют компании-партнеры
  9. Сетевая инфраструктура/инструментарий управления
  10. Системы управления средствами хранения и оптимизации их использования
  11. Создание корпоративных порталов
  12. Средства бизнес-аналитики

Источник: Gartner, 2004