В Red Hat приветствуют рост количества разработчиков, исповедующих принципы Open Source
Майкл Тиманн: «В данный момент основная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что разработчиков, входящих в это сообщество, не так много, как могло бы быть»

«Созданием программного обеспечения с открытым кодом занимаются слишком мало разработчиков, и это самая большая проблема сообщества Open Source», — уверяет вице-президент подразделения Open Source Affairs компании Red Hat Майкл Тиманн. Недавно он посетил Индию (напомним, что эта страна славится как большим числом разработчиков программного обеспечения, так и тем, что многие компании здесь вкладывают значительные средства в компьютеризацию своих бизнес-операций). В интервью, данном в Бомбее, Тиманн не только поделился своими соображениями относительно проблем сообщества Open Source, но и рассказал о стратегических планах и задачах Red Hat.

Какие регионы вносят сейчас наибольший вклад в движение Open Source?

Насколько я могу судить, ведущими регионами здесь по-прежнему остаются Соединенные Штаты и Европа. Но полагаю, что такое положение дел может быстро измениться. Мы получаем много новостей из Южной Америки, Бразилии, Венесуэлы, Перу — стран, правительства которых уже объявили или собираются объявить Linux основной программной платформой для учреждений государственного сектора. В Бразилии государство ориентирует своих разработчиков в сторону Open Source, и это должно дать значительный эффект.

Как вы оцениваете вклад индийских разработчиков в разработку программного обеспечения с открытым кодом?

Индийские разработчики хорошо известны в сообществе Open Source. В Red Hat, кстати, в числе сотрудников немало выходцев из Индии.

В частности, мы занимаемся локализацией свободно распространяемой операционной системы Fedora для шести различных языковых диалектов, принятых в Индии, и получаем от местного сообщества огромную поддержку.

В то же время среди ведущих индийских разработчиков я пока не наблюдаю значительного интереса к тому, чтобы громче заявлять о себе как о представителях сообщества Open Source. Аналогичную картину мы наблюдали в США примерно лет десять назад. Сотрудники стремятся к тому, чтобы быть лояльными к компаниям, в которых они работают. Скорее всего, они просто еще не понимают, что можно быть лояльным к своему работодателю и одновременно заниматься разработкой свободного программного обеспечения.

Что сегодня является самой серьезной проблемой сообщества Open Source?

В данный момент основная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что разработчиков, входящих в это сообщество, не так много, как могло бы быть. И поэтому я считаю, что в настоящем и ближайшем будущем главной целью движения Open Source должно быть его расширение. Сообщество разработчиков программ с открытым кодом — среда с высокой конкуренцией. Свое мнение нужно доказывать, а его весомость определяется не былыми заслугами, а тем, что вы реально можете делать сейчас.

Такую систему многие разработчики оценивают положительно. Но далеко не все.

Ну а если, к примеру, количество разработчиков открытого программного обеспечения достигнет в мире 100 млн. человек, не приведет ли это к новым проблемам, в частности, управленческого характера?

Джеймс Хербслеб из университета Карнеги-Меллона провел исследование, сравнив проекты с открытым кодом и закрытые разработки, и пришел к выводу, что обычно за 80% любого проекта отвечает 10-15 разработчиков.

Это доказывает, что движение Open Source может расти за счет увеличения количества проектов. Да я, например, и не могу представить, что над какой-нибудь одной программной библиотекой Linux будут работать 100 млн. человек.

Идеальным распределением задач между 100 млн. разработчиков станет, вероятнее всего, работа над 10 млн. проектов.

Не таится ли в этом опасность появления параллельных ветвей той же ОС Linux по мере роста сообщества Open Source?

Не думаю, что такое может случиться. Сейчас этого не происходит, и я не вижу причин, чтобы в будущем что-то изменилось. Вот в Sun уверяют, что им необходимо сохранить Java закрытой технологией, чтобы избежать появления разных параллельно развивающихся версий. Но, наблюдая развитие Java как закрытой платформы, мы уже видим ее дробление. В то же время в IBM шагнули навстречу Open Source, сделав открытым проект Eclipse, и посмотрите, что произошло: сотни компаний присоединились к этой инициативе, но никакого дробления платформы на множество версий не наблюдается.

После того, как была официально представлена спецификация Linux Standard Base 2.0, вновь стало больше разговоров о стандартизации дистрибутивов Linux. Когда в Red Hat планируют выпустить продукты, отвечающие положениям LSB 2.0?

На самом деле мы уже ориентируемся на LSB 3.0, поскольку в версии 2.0 некоторые моменты несовместимы с принятыми нами решениями, связанными с использованием C++. У нас не было проблем с сертификацией на соответствие спецификации LSB 1.0, этого стандарта мы будем придерживаться и впредь. Что же касается версии 2.0, то, как нам представляется, она несколько вышла за те рамки, которые изначально ей были уготованы. В настоящее время мы располагаем информацией, полученной от участников проекта LSB, о том, что в течение ближайших шести месяцев будет представлена версия 3.0. Мы уверены, что она будет соответствовать нашим (и не только нашим) потребностям.

Как в Red Hat оценивают ситуацию с усилением конкуренции, связанным с ростом Linux-сообщества в таких странах, как Китай, Малайзия, Таиланд и поддержкой, которую ему оказывают тамошние правительственные круги?

Представители индийских компаний уже спрашивали меня, как мы собираемся бороться с конкуренцией со стороны местных Linux-разработчиков в Индии. По-моему, если местными компаниями разрабатывается программное обеспечение, соответствующее принципам сообщества Open Source, то мы выиграем в любом случае, потому что получим такие программные разработки (в частности, Linux-библиотеки), которые нужны всем.