В Москве стартовал цикл конференций компании

Компания BMC, один из признанных лидеров в области программного обеспечения для управления корпоративными системами, проводит в десяти крупнейших городах мира цикл конференций под общим названием BMC Software Forum 2004. Первое мероприятие цикла прошло в Москве под именем «Дни компании ВМС Software в Москве: управление ИТ — искусство достижения цели». Двухдневный форум был организован совместно с компанией «Инфосистемы Джет», генеральным партнером BMC в России. Первый день был отдан полностью вопросам бизнеса, а второй посвящен технологиям.

BMC, созданная в 1980 году, входит в довольно узкий круг ведущих производителей программных продуктов. В настоящее время ее годовой доход составляет почти 1,5 млрд. долл., количество сотрудников — около 6,5 тыс. Штаб-квартира, в отличие от большинства американских софтверных компаний, находится вдали от Кремниевой Долины, в Хьюстоне. BMC работает более чем в 50 странах мира, причем ее исследовательские центры помимо американских городов расположены во Франции, Израиле и Индии. История становления BMC типична для крупной софтверной компании; она весьма напоминает, например, историю BEA Systems. Обычно восхождение к вершинам начинается с успешного старта собственного продукта, а затем на протяжении длительного срока осуществляется последовательная скупка компаний с их программными продуктами, в процессе которой обеспечивается должная широта предложений. Среди более чем дюжины приобретений, сделанных BMC, наиболее значительны следующие: в январе 1994 года была куплена компания Patrol Software, в ноябре 2002-го — Remedy, в июле 2004-го — Marimba.

В последние годы собственные разработки BMC и приобретения продуктов «на стороне» ведутся в рамках озвученной в апреле 2003 года стратегии управления бизнес-сервисами Business Service Management (BSM), цель которой заключается в укреплении связи ИТ-ресурсов и управлении ими с приоритетами и целями бизнеса компаний-заказчиков.

На конференции ее представил Питер Армстронг, занимающий пост корпоративного стратега. Он отметил, что по замыслу стратегия должна позволить клиентам BMC выйти за сложившиеся традиционные представления о раздельном управлении ИТ-ресурсами и бизнесом как таковым и помочь создать единую систему управления. Стратегия BSM поддерживается комплексом продуктов, которые можно разделить на четыре категории. Это программы для управления сервисами, критичными для бизнеса; программы для управления ИТ-сервисами; программы для управления приложениями и программы для управления базами данных и информационной инфраструктурой.

Эти категории продуктов Армстронг представил в виде стека, где нижним уровнем является последняя категория продуктов, а верхним — первая. Стек охвачен петлей обратной связи. Следует отметить, что наличие подобного объяснения функционирования предложенной модели, когда к словам об управлении прибавляются реальные представления о том, что представляет собой любая задача управления, в том числе управления сервисами и инфраструктурами, — невероятная редкость. В данном случае BMC демонстрирует целостный взгляд на проблему управления, но, увы, о заложенной в систему обратной связи и управлении в категориях теории управления сказано не было. Однако можно быть уверенным, что рано или поздно переход от фрагментарного представления управления к управлению системному произойдет: осталось сделать всего шаг, для этого складываются все необходимые условия. Во-первых, создано ядро BSM, то есть механизм, который обрабатывает изменения, передаваемые по обратной связи. Эта часть системы управления названа «управлением изменениями и конфигурацией» (Change and Configuration Management, CCM). CCM перекрывает собой сложившийся зазор между динамическими требованиями бизнеса и реальным состоянием ИТ-среды, которое характеризуется частичной стандартизацией процессов и изменений в них; отсутствием опыта и знаний в части централизованного управления конфигурациями; недостатком средств автоматизации для изменений клиентских и серверных программных систем, а также механизмов, обеспечивающих безопасность.

Во-вторых, имеются средства накопления достоверных данных об информационной системе, что является важнейшим фактором для создания действующей системы управления сервисами. Эти данные должны накапливаться в специально существующей базе данных Configuration Management Database (CMDB), которая позволяет синхронизировать действия и процессы в стеке, упомянутом выше. База данных CMDB имеет двунаправленные связи с областью решений CCM, то есть инфраструктурой, нижним уровнем стека и верхним уровнем этого же стека. Такой подход обеспечивает общность взглядов на ИТ-инфраструктуру и изменяющиеся требования бизнеса.

Следует признать, что системное управление дело пусть близкого, но все же будущего, на практике пока доминирует продуктовый подход, заключающийся в обычном представлении продуктов и функций, реализуемых ими. Такой подход можно было наблюдать и на конференции, далеко не случайно названной «Управление ИТ», то есть управление не корпоративной системой в целом, а только информационными системами. Конференция включала три параллельные секции, на которых в качестве докладчиков выступили экс?перты BMC и сотрудники «Инфосистем Джет». Их распределение по секциям неплохо отражает статус-кво на российском рынке управления информационными системами. Среди докладчиков на секции «Управление инфраструктурой» доминировали отечественные специалисты, на секции «Эксплуатация баз данных и приложений. Управление контролем доступом к данным» они были в меньшинстве, а на секции «Управление ИТ-услугами» их не было вовсе, что весьма показательно.