Шаг в направлении перевода ИТ на новый уровень эффективности с учетом особенностей человеческой природы

В новой книге Managing Psychological Factors in Infor?mation Systems Work: An Orientation to Emotional Intelligence («Управление психологическими факторами при работе с информационными системами: ориентация на эмоциональный интеллект») преподавателя Виннипегского университета Юджина Калузняцки сделана попытка объединить знания, накопленные психологами о личности и стилях обучения, с тем чтобы ИТ-руководителям стало больше известно о сотрудниках. Сделан важный шаг в направлении перевода ИТ на новый уровень эффективности с учетом особенностей человеческой природы. В беседе с редактором еженедельника Computerworld Кэтлин Меламьюкой Калузняцки изложил свою точку зрения.

Есть немало книг, посвященных как эмоциональному интеллекту, так и ИТ. Почему вы решили объединить две эти темы?

ИТ по своей природе относятся к социально-технологическим системам. В них присутствуют как технические составляющие, так и компоненты, ориентированные на человека. Часто приходится слышать жалобы на то, что технические специалисты подходят к построению систем правильно, но при этом им не удается создать правильные системы. В последнее время много говорится о том, что сотрудники ИТ-служб выдыхаются на работе и теряют веру в себя. Я провел опрос на эту тему в Internet, и действительно, около 48% из 500 респондентов заявили, что близки к эмоциональному или душевному истощению. В ближайшие несколько лет подобная тенденция будет распространяться со скоростью эпидемии. Информационные технологии — уникальная сфера, в которой необходимо постоянно создавать что-то новое, причем это новое нужно представить вовремя, в точном соответствии с предъявляемыми к технологии специфичными требованиями, и все это должно еще и успешно функционировать. Разработки должны попадать точно в цель, появляться своевременно и отличаться творческой новизной. К сожалению, во многих областях этого не происходит. Вследствие все более широкого распространения технологий перед клиентами открываются дополнительные возможности, а от ИТ-специалистов ожидают большего — иногда даже выходящего за пределы реальности. Соответственно, и людям для успешной работы по специальности требуется больше инструментальных средств, чем у них имеется сейчас.

Каким же образом знание эмоциональных факторов помогает ИТ-менеджеру повысить эффективность деятельности своей службы?

Я хотел бы рассказать вам историю из жизни о том, какую роль может сыграть личность в деле разработки информационных систем. При прохождении психологического тестирования в компании, занимающейся предоставлением финансовых услуг, две женщины по трем критериям продемонстрировали одинаковые результаты, а по четвертому, отражающему порядок, при котором они чувствовали бы себя комфортно, их показатели заметно отличались друг от друга. Дама, предъявлявшая к порядку повышенные требования, заметила, что чувствует себя весьма неуютно, когда на ее столе лежит более одной папки. Другая заявила, что ощущает напряжение, когда требуется заниматься только одним делом. Для получения хорошего результата ей нужно одновременно решать сразу несколько вопросов. Люди сгорают на работе, потому что вы не понимаете присущей им естественной манеры поведения. Если же менеджер знает индивидуальные особенности, образ мышления, стиль работы людей, он способен «высвободить» просто невероятное количество энергии.

Давайте определим самое важное из того, что читатели должны вынести из вашей книги.

Я надеюсь, что знание психологических факторов, оказывающих влияние на работу с ИТ, позволит им добиться серьезных успехов.


Стили решения задач

Вряд ли можно даже представить, чтобы все люди придерживались одинакового образа действий

Преимущество тех, кто делает ставку на анализ, состоит в возможности принятия оптимального решения с учетом высказанных мнений. Конкретная ситуация рассматривается с разных точек зрения, а альтернативные идеи выдвигаются в процессе «мозгового штурма».

Сила тех, кто склонен к интеграции, заключается в индуктивном обосновании и возможности создания теоретических моделей. Люди, которым присущ подобный стиль, сводят различные представления в некое обобщенное толкование. Основное внимание уделяется не людям, а абстрактным концепциям.

Главное достоинство рационалистов состоит в способности решать конкретные вопросы и претворять идеи на практике. Люди, которые придерживаются такого стиля, лучше всего ведут себя в ситуациях, когда один вариант имеет явные преимущества перед другими. Как правило, люди подобного склада предпочитают иметь дело с техническими задачами.

Сила «приспособленцев», заключается в четком выполнении необходимых действий. Они изыскивают новые возможности и готовы взять на себя риск. Там, где теория противоречит фактам, от теории отказываются. Люди, придерживающиеся такой манеры, умеют адаптироваться к изменению обстоятельств. Приспособленческий стиль предполагает решение задач интуитивным путем, методом проб и ошибок.

Стили поведения и ИТ-задачи

Даже не проводя глубокого анализа, несложно сделать предварительное заключение о сильных и слабых сторонах каждого из стилей при решении различных задач в области ИТ

Внедрение систем. Люди, придерживающиеся стиля приспособления, относятся к деятельным натурам и способны проявлять гибкость там, где неожиданно произошли изменения. В данном случае такой стиль весьма полезен. Здесь может подойти и рационалист. Он предпочитает делать конкретные выводы после активного экспериментирования.

Реорганизация бизнес-процессов. На ранних стадиях моделирования альтернативные направления деятельности организации могут предлагаться людьми, придерживающимися интегрированных решений, которым, возможно, будут помогать сторонники анализа. На более поздних этапах внедрения новой системы, включающих в себя изучение и запуск в эксплуатацию новых процессов, к решению соответствующих задач имеет смысл привлечь рационалистов и «приспособленцев».

Техническая поддержка. Данная область отдается на откуп «приспособленцам». Они гордятся тем, что лучше других адаптируются к изменению обстоятельств, и именно их чаще всего используют в качестве «пожарных».