Интерес SAP и российских предприятий, относимых к малому и среднему бизнесу, становится взаимным
Виктор Ноть: «mySAP-All-in-One позволит нам в любой момент иметь доступ к оперативной информации для принятия стратегических решений»

Российская компания «Гала-Форм», образованная летом 2000 года, специализируется на оптовых поставках нефти и нефтепродуктов по России и СНГ. Поставки также осуществляются в Монголию и страны Западной Европы.

Оборот компании — 30 млн. долл., количество сотрудников — 45 человек.

Для того чтобы успешно развивать основной бизнес, «Гала-Форм» в 2002 году приобрела в собственность подвижной железнодорожный состав, создала широкую сеть агентов в странах СНГ и Балтии, а также в Чехии, Венгрии, Финляндии, Китае и др. Транспортировка нефти и нефтепродуктов производится через морские порты Дальнего Востока, Калининграда, Мурманска.

До 2004 года «Гала-Форм» для автоматизации деятельности использовала «1С:Бухгалтерию», базу договоров на основе Microsoft Access, систему для расчета с банками и программное обеспечение Taxcomm, служащее для предоставления отчетности в налоговые органы.

Дальнейшее развитие бизнеса и возможность успешной конкуренции на рынке требовали оптимизации учетных и управленческих функций, для чего была нужна единая информационная система.

Кроме того, для ведения экспортных операций необходимо было провести автоматизацию, так как количество сопроводительных документов год от года возрастает, а в ближайшем будущем ожидается ввод новых требований таможенного декларирования, оформления возврата НДС по транспортно-экспедиторским каналам и т. д.

Сложно было производить и бухгалтерский учет, поскольку от оформления заказа до завершения поставки уходит месяц-полтора, а все документы попадали в бухгалтерию спустя еще месяц после поставки. Чтобы устранить эту проблему, желательно было всю информацию вводить в автоматизированную систему в реальном режиме времени по мере прохождения сделки.

Генеральный директор «Гала-Форм» Виктор Ноть был знаком с системой SAP R/3 по прежнему месту работы. Поэтому, когда компания NVision Consult предложила отраслевой вариант системы mySAP-All-in-One, руководство компании решилось на внедрение.

Проект стартовал 1 марта 2004 года, период опытно-промышленной эксплуатации начался 1 августа, а 1 сентября компания приступила к промышленной эксплуатации системы. Было приобретено 30 лицензий. Стоимость всего проекта «под ключ» составила порядка 180 тыс. долл.

По словам Нотя, на данный момент решена задача внедрения базовых учетных функций системы. Произведена автоматизация учета выручки и затрат, основных фондов, денежных средств (банк, касса), подотчетных средств, подакцизных товаров (декларации по акцизам).

С помощью системы контролируется исполнение платежей, ведется анализ реализации нефти и нефтепродуктов по различным параметрам, в том числе по сделкам, производится управление материальными потоками.

Рассчитывать на большее было трудно, так как в период опытной эксплуатации в компании наряду с mySAP-All-in-One данные вводились и в те программы, которые использовались ранее. Происходила сверка результатов.

Сейчас эксплуатация прежних программ прекращена, а Taxcom интегрирована с mySAP-All-in-One. В компании создано единое информационное пространство, внедрен принцип одноразового ввода информации в месте ее возникновения, оптимизированы бизнес-процессы логистики и управленческого учета.

Производится мониторинг критически важных параметров деятельности компании.

В режиме реального времени отслеживается состояние дебиторской и кредиторской задолженности.

В планах «Гала-Форм» — автоматизация управленческих функций компании. Так, намечена к внедрению система контроля исполнения платежей по предприятию, построения бюджета, а также дальнейшее углубление аналитики.

Очень важна для «Гала-Форм» автоматизация хеджирования (страхования и снижения риска от потерь).

Это связано с реализацией продукции компании через биржи. Сделка на момент ее заключения — это фактически продажа обязательств.

Сама же поставка осуществляется спустя два месяца, поэтому, из-за колебаний цен, в момент поставки требуется либо доплата, либо возвращение денег поставщику.

Это накладывает определенные требования на ведение бухгалтерского учета сделок.

В NVision Consult полагают, что разработка модуля автоматизации хеджирования явилась наиболее интересным моментом данного проекта.

Теперь он стал элементом тиражного решения, доступного на отечественном рынке.

Представительство SAP планирует в будущем году удвоить количество проектов по внедрению систем mySAP-All-in-One и SAP Business One в нашей стране и довести их долю в обороте до 10% от общего. При этом существенно увеличивать число российских партнеров компания не намерена.


ERP за два месяца?

Отраслевые решения mySAP-All-in-One становятся популярными у предприятий среднего бизнеса. Они предназначаются для предприятий, где в системе будет работать до 70 пользователей. Решение «под ключ» обходится заказчику от 100 до 500 тыс. евро, включая лицензии, внедрение и консалтинг. Срок внедрения mySAP-All-in-One составляет в среднем восемь месяцев. На сегодняшний день в России осуществлено два десятка подобных проектов.

В конце 2004 года состоится вывод на отечественный рынок локализованной версии продукта SAP Business One.

В настоящее время продукт проходит «обкатку» у ряда заказчиков. Одним из них стало российское предприятие First Choice Stationary. Его основным видом деятельности является обслуживание корпоративного рынка Москвы и Московской области (поставка офисной мебели, канцтоваров, продуктов питания и др.). Продолжительность полного цикла внедрения составила полтора месяца. Всего было автоматизировано 30 рабочих мест. Внедрение осуществлял партнер SAP — компания «Инист». Начало промышленной эксплуатации SAP Business One намечено на 15 октября.

Решение SAP Business One предназначено для компаний со штатом от 10 до 250 сотрудников, минимальное количество лицензий — две. Стоимость лицензии на одно рабочее место — 3 тыс. евро (включая внедрение и консалтинг). Прогнозируемый срок внедрения решения — не более двух месяцев.