За второй квартал 2004 года на российском рынке продано около 1 млн. ПК

По оценкам IDC, во втором квартале 2004 года российский рынок ПК вырос на 22,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг почти миллиона компьютеров. Другая исследовательская компания, ITResearch, оценила объем рынка компьютеров, включая ПК, ноутбуки, КПК и серверы на платформе Intel, за второй квартал примерно в 973 тыс. штук, а его динамику — почти в 21%. Это несколько меньше, чем в первом квартале текущего года, тем не менее, отмечают аналитики, рост рынка ПК в России остается стабильно высоким. При этом темпы роста различных сегментов рынка были неодинаковы.

Сегмент настольных компьютеров вырос во втором квартале лишь на 15%. Снижение темпов роста вызвано влиянием двух основных факторов: сезонного падения ИТ-расходов на предприятиях малого и среднего бизнеса из-за череды майских праздников и начавшейся в конце марта реорганизации министерств и государственных учреждений, обычно закупающих значительные количества настольных ПК.

А вот темпы роста поставок мобильных компьютеров остаются очень высокими. По данным IDC, во втором квартале 2004 года рынок ноутбуков вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 164%, большинство международных и российских поставщиков объявили о более чем стопроцентном увеличении объемов продаж. Согласно ITResearch, ноутбуков было продано на 111% больше, чем во втором квартале 2003 года, а КПК — на 123%.

Несколько охлаждало настроение на рынке лишь то, что по сравнению с первым кварталом показатели многих активных игроков снизились. Аналитики считают, что здесь сказалось сезонное падение спроса, обычно наблюдаемое в этот период в потребительском сегменте рынка. Кроме того, рынок просто не может постоянно увеличиваться такими же темпами, как в первом квартале 2004 года, когда он вырос более чем в три раза по сравнению с тем же кварталом прошлого года. Сильный рост сегмента портативных ПК сохранится и во второй половине текущего года, однако темп роста будет постепенно снижаться по мере относительного насыщения рынка, считают аналитики. IDC прогнозирует более чем двукратное увеличение рынка ноутбуков, но вполне вероятно, что темпы роста рынка в 2005 году замедлятся и не превысят 40%. Основным сдерживающим фактором останется крайне низкий уровень доходов основной массы населения — потребительский сегмент в России по-прежнему ограничен.

Темпы роста рынка серверов архитектуры x86 во втором квартале были ниже, чем в первом, и составили 27,4%, тем не менее это неплохой результат, поскольку реорганизация госструктур негативно сказалась и на этом секторе.

По данным IDC, в первую пятерку поставщиков ПК (в штуках) вошли только российские компании: K-Systems, Kraftway, Depo Computers, «Аквариус» и «Формоза». Их суммарная доля составила почти 22% продаж настольных компьютеров, уточняет ITResearch. В то же время по денежным показателям второго квартала 2004 года группа лидеров выглядит иначе: Hewlett-Packard, Depo Computers, K-Systems, Rover Computers и Kraftway. В сегменте ноутбуков, по данным ITResearch, лидируют ASUSTeK, Dell, iRU, Rover и Toshiba, на долю которых приходится 58% продаж. В «карманном» сегменте доля лидирующей группы, образованной ASUSTeK, HP, Nokia, PalmOne и Rover, еще выше — 85% продаж КПК в натуральном выражении. В сегменте серверов ведущие производители — «Аквариус», HP, IBM, Inforser и Kraftway — суммарно контролируют 55% продаж в натуральном выражении.

Учитывая, что основной двигатель роста рынка — благоприятная экономическая ситуация в России — сохраняется, IDC ожидает, что подъем в секторе ПК продолжится и во втором полугодии. Снова появится регулярная волна проектов, обычно наблюдаемая во второй половине года в корпоративном и государственном секторах, и темпы роста сегмента настольных ПК восстановятся.

Директор по маркетингу компании Rover Computers Андрей Андреев считает, что говорить о росте рынка мобильных компьютеров во втором квартале 2004 года нужно с известной долей осторожности. «Высокая перегретость данного рынка, активное кредитование населения в конце 2003 года, а также ряд объективных экономических факторов привели к тому, что, по нашим оценкам, подтвержденным нашими партнерами, рынок мобильных компьютеров во втором квартале если и вырос, то крайне незначительно,» — отметил Андреев. По его словам, ряд наиболее агрессивных игроков данного рынка рассматривают подобные исследования как инструмент дополнительного PR, завышая действительные объемы поставок в разы. В итоге исследования не отражают реальной картины на рынке, что косвенно подтверждается в отчете IDC отрицательным ростом показателей многих активных игроков. «Ведь никто не станет утверждать, что предпочтения потребителей и их лояльность той или иной торговой марке настолько изменились за один квартал», — подчеркнул Андреев.


Российский рынок ПК

Как отмечают аналитики, рост рынка ПК в России остается стабильно высоким. Динамика продаж настольных систем несколько замедлилась во II квартале, а вот темпы роста мобильного сегмента продолжают удивлять. Тем не менее поставщикам ноутбуков придется еще очень постараться, чтобы завоевать долю рынка, сравнимую с той, что занимают производители настольных систем