По исследованиям АКСИТ, более трети предприятий планируют увеличить расходы на ИТ
Станислав Сиражев: «Выяснение того, что влияет на структуру ИТ-затрат предприятий, позволит поставщикам правильно ?преподносить? и продукты, и услуги»

Более трети предприятий планируют увеличить свои расходы на ИТ. К такому выводу пришла екатеринбургская Ассоциация компаний сферы информационных технологий (АКСИТ) по результатам проведенного нынешним летом исследования корпоративного ИТ-рынка. Уральская корпорация компьютерщиков осуществляет мониторинг рыночных тенденций регулярно. Чаще проводятся измерения розничного рынка — раз в квартал или в полгода. Корпоративный же сегмент изучался последний раз в 2002 году. Тогда упор был сделан на отношениях ИТ-подразделений с внешней средой: какие игроки рынка наиболее известны, какие источники информации о рынке используются, что важно при выборе поставщика и т. д. Теперь же основной целью было отследить внутренние потребности и факторы повышения стоимости владения ИТ-продуктом.

В исследовании приняли участие директора и руководители ИТ-подразделений около 100 уральских предприятий, органов власти и госучреждений.

«ИТ-менеджеры неохотно заполняли анкеты. Ведь при этом приходится поднимать самые разные аналитические отчеты. 100 респондентов — недостаточно для основательного маркетингового исследования», — признается исполнительный директор АКСИТ Станислав Сиражев. Однако в выборку попали главным образом организации с численностью работников от 100 человек, и именно они сегодня формируют основной спрос в корпоративном сегменте рынка. Среди респондентов около 60% — представители областных организаций и соседних регионов и лишь 40% — екатеринбуржцы. Но если в самом Екатеринбурге практически весь корпоративный рынок уже поделен, то областные заказчики (и тем более из соседних богатых нефтяных регионов) становятся главным объектом внимания ИТ-бизнеса. Таким образом, если в масштабах Екатеринбурга выборка и нерепрезентативна, то для провинциальных районов исследование дает неплохие с точки зрения достоверности результаты.

Картина спроса и предпочтений корпоративных заказчиков неожиданностей не преподнесла. В сегменте ПК и серверов наибольшее доверие заказчики отдают Hewlett-Packard и IBM. На рынке сетевого оборудования — 3Com и Cisco. Соотношение используемых платформ Windows/Unix(Linux) — 3,5:1. Что касается прикладного программного обеспечения, то и здесь традиционно в лидерах оказались средства документооборота, антивирусы и бухгалтерские системы. Вместе с тем 11% опрошенных предприятий интересуется приобретением ERP-систем, а 4% хотели бы заказать разработку специализированного программного обеспечения.

При выборе поставщика на первое место респонденты ставят качество выполнения проектов и наличие гарантий. Вопросы стоимости хотя и важны, но отошли на второй план. А вот такой фактор, как удаленность подрядчика от заказчика, оказался наименее значимым. Однако не обошлось и без курьезов. На вопрос, что важно при выборе ИТ-компании, ответ «рекомендации» получил почти наименьшее число баллов. И в то же время, согласно результатам опроса, те же самые рекомендации партнеров, коллег и друзей оказываются самым популярным источником информации при принятии решения о поставке.

И все же наиболее ценная информация была получена о потребностях и внутренних факторах размещения заказов. 20% респондентов отметили, что на их предприятиях в настоящее время ведутся разработки Web-систем; 15% заявили, что осуществляют модернизацию парка вычислительной техники и средств связи; еще 13% заняты в первую очередь проблемами интеграции. Тогда как еще недавно значительная часть уральских предприятий главной функцией ИТ-службы рассматривала автоматизацию бухгалтерского учета и отчетности. Это говорит о том, что задачи ИТ-специалистов смещаются от обслуживания преимущественно внутренних процессов управления к участию в создании благоприятного имиджа компании. В итоге лишь у 34% исследуемых предприятий наибольшую долю в ИТ-бюджете составляют системы, обеспечивающие поддержку внутренних процессов. Такое же число респондентов заявили, что у них наибольшим весом в ИТ-бюджете обладают системы обработки информации для сотрудников, которые общаются непосредственно с клиентами.

Только 7% опрошенных заявили о намерении снизить затраты на ИТ. Более трети — 34% — выразили готовность повышать затраты, а 59% сохранят расходы на прежнем уровне. Основными факторами, влияющими на рост ИТ-бюджета, были названы необходимость обновления оборудования и ПО, ошибки на этапе начального проектирования и ошибки конечного пользователя. Соответственно, для удержания и привлечения новых заказчиков ИТ-компании должны упростить процесс модернизации, совершенствовать механизм сопровождения проекта.

Для компьютерных компаний, более десяти лет проработавших в корпоративном сегменте, ничего неожиданного в итогах исследования не было. Выводы АКСИТ подтвердили их практику работы, но, как выразился представитель одной из них, «подтверждение результата — тоже хороший результат». В других компаниях утверждают, что исследование помогло уточнить торговое предложение как в области услуг, так и в области модельного ряда поставляемого оборудования. Также были скорректированы методы взаимодействия с заказчиками в области продаж. В любом случае участники рынка должны учитывать результаты исследования при формировании плана маркетинговых мероприятий. Ведь это цифры, а цифры, как известно, нужно считать.