Западно-Сибирский металлургический комбинат, «Аквариус Консалтинг» и Hewlett-Packard объявили о внедрении программ семейства HP OpenView в рамках создания единой интегрированной системы управления информационно-технологическими ресурсами предприятия
в 2003 году действия, предпринятые в результате анализа заявок и информации об инцидентах, позволили дважды избежать частичной остановки производства

Комбинат, сорокалетний юбилей которого отмечается в июле 2004 года, — одна из крупнейших металлургических компаний России. На сегодняшний день доля комбината в мировом производстве стального проката превышает 0,5%, а на российском рынке — 10%. «ЗапСиб» лидирует среди выпускающих строительный прокат отечественных предприятий, обладая от 45 до 70% различных сегментов этого рынка. Объем реализации товарной продукции достиг в 2003 году 32,6 млрд. рублей, на 10,2 млрд. превысив показатели 2002 года. Рентабельность товарной продукции возросла до 23,1% (в прошлом году она равнялась 10,4%). Численность работников предприятия превышает 25 тыс. человек.

Начало

Первая ЭВМ, предназначенная для решения задач раскроя металла, появилась на «ЗапСибе» в 1967 году. Уже к 1983 году было введено в действие более 40 автоматизированных систем управления технологическими процессами. Как на всех советских предприятиях, внедрялись АСУ, автоматизирующие расчет зарплаты и ведение складского хозяйства. С появлением персональных компьютеров началось создание распределенных АСУТП. Однако, несмотря на успешное внедрение вычислительных средств, к концу 90-х годов на комбинате сложилась ситуация, характерная практически для всех крупных российских и многих зарубежных производственных предприятий: информационная разобщенность подразделений стала препятствием для эффективной поддержки бизнеса средствами современных ИТ.

Элмурод Расулмухамедов, возглавивший сформированную в 2001 году дирекцию по информационным технологиям (ей была поручена координация работ по автоматизации всех видов деятельности комбината), поясняет: «На территории площадью более 35 кв. километров размещаются не только многочисленные АСУТП, без которых невозможна деятельность современного металлургического завода, но и более сотни кустовых бюро бухгалтерии различных цехов и подразделений, около 120 складов. Когда мы начинали работу, бухгалтерская и управленческая информация значительно отличалась из-за разрозненности используемых систем, созданных в разное время различными командами разработчиков. Назрела необходимость решения организационных и технологических вопросов, позволяющих увязывать все данные, которые требуются для внедрения не только современных ERP-приложений, но и комплекса автоматизированного мониторинга и управления производственными процессами, а также их последующего взаимодействия».

Развертывание системы планирования ресурсов предприятия SAP R/3 и интеграция уже работающих комплексов автоматизации заставили создать сеть передачи данных, которая охватила всю территорию комбината. Тендер на реализацию данного проекта выиграла компания «Аквариус Консалтинг». Базовый сегмент сети (в ее состав входят более сотни маршрутизаторов и маршрутизируемых коммутаторов Cisco) основан на дублированных каналах Gigabit Ethernet. Общая протяженность волоконно-оптических кабелей превышает 120 километров. На сегодняшний день сеть обслуживает более 6,5 тыс. абонентских рабочих станций.

Появление охватывающей все предприятие сети привело к необходимости управления масштабной коммуникационной инфраструктурой. Были выбраны продукты семейства HP OpenView. По словам Расулмухамедова «решения на основе Node Manager, обеспечивающие работу с устройствами практически всех производителей, стали стандартом де-факто для мониторинга и управления сетевыми инфраструктурами крупных компаний».

Дальнейшее изучение возможностей этого семейства привело к освоению на «ЗапСибе» идей управления ИТ-услугами (IT Service Management, ITSM) и даже к использованию их в АСУТП.

Управление ИТ-ресурсами

Реализация данного проекта направлена на повышение качества ИТ-обслуживания производственных подразделений комбината, создание системы бюджетирования предоставляемых ИТ-услуг, минимизацию рисков и потерь, связанных с возникновением нештатных ситуаций в автоматизированных системах на фоне снижения суммарных затрат на информационную инфраструктуру.

В качестве основных «строительных блоков» проекта специалисты «Аквариус Консалтинг» предложили использовать продукты HP OpenView Service Desk и OpenView Operations. На их базе создана диспетчерская служба комбината и система контроля информационно-технологических ресурсов. Модуль HelpDesk уже через три месяца после начала работы позволил организовать централизованную поддержку около 500 пользователей. К концу 2003 года действие данной системы распространилось на все подразделения «ЗапСиба».

В составе управления информационных технологий была создана единая диспетчерская служба, к которой позднее подключились диспетчерские АСУТП. В настоящее время заявки от пользователей поступают по телефону, электронной почте, через Web и даже факсами. Их спектр очень широк — от сообщений о неполадках до требований на установку новых компьютеров и запросов на разработку. Обработка заявок осуществляется диспетчерами и техническими специалистами при поддержке HP OpenView Service Desk/HelpDesk. Поток сообщений об инцидентах, поступающий непосредственно из аппаратных и программных средств, формируется модулем Operations. Вся информация, направляемая в диспетчерский отдел, сводится в единую консоль. По мере развития проекта был внедрен модуль Change Management.

Заместитель коммерческого директора «Аквариус Консалтинг» Владимир Дышловенко подчеркивает, что уже реализованы такие процессы ITSM, как управление инцидентами, проблемами, конфигурациями и изменениями. На следующем этапе планируется внедрение модуля управления качеством предоставляемых ИТ-услуг Service Level Management (SLM).

Результаты и планы

Одним из самых заметных для пользователей комбината результатов создания диспетчерской службы стало значительное сокращение сроков обработки заявок, связанных с необходимостью устранения внештатных ситуаций на их рабочих местах. Раньше это занимало в среднем около двух с половиной часов, причем основное время уходило на поиск нужных специалистов. Теперь в результате поддержки процесса обслуживания пользователей автоматизированной системой на базе модуля Service Desk/HelpDesk среднее время сократилось до получаса, включая замену компьютера или его узлов.

Появилась также статистическая информация, позволяющая классифицировать поступающие заявки и разрабатывать мероприятия для устранения их причин. Установлено, например, что 15-20% заявок связано с недостаточным объемом компьютерных знаний пользователей, а до 10% — с просьбами предоставить новые программы.

«Наряду с традиционным применением, компоненты HP OpenView были впервые использованы для мониторинга состояния автоматизированных систем управления производственными процессами», — подчеркивает Расулмухамедов.

Организация такого мониторинга не потребовало перепроектирования АСУТП; изменилось лишь формирование массивов данных об аварийных ситуациях. Все это решалось в рамках стандартных возможностей SCADA-системы. На первом этапе сбор данных осуществлен в АСУТП одной из доменных печей.

Ежедневно в диспетчерский отдел поступает до 130 заявок пользователей, одна-две заявки об инцидентах в ИТ-оборудовании и более 15 — из АСУТП доменной печи. Сама эта система полностью резервирована и своевременно информирует о выходе контролируемых параметров за установленные границы. Одновременно формируются пейджинговые сообщения, которые направляются специалистам соответствующего профиля.

«Эта информация ранее была доступна только персоналу, отвечающему за работу печи. Теперь руководство комбината сразу узнает об изменениях в технологических операциях. Поначалу не обошлось без психологических проблем, но в конечном итоге повысилось качество выпускаемой продукции», — считает Расулмухамедов.

По мнению начальника управления АСУТП Владимира Лачкова, применение HP OpenView характеризует переход к новой философии управления: «Те организации, которые ее выбирают, получают вполне определенные преимущества».

В дальнейшем планируется распространить действие системы автоматизированного мониторинга инцидентов на другие объекты доменного цеха, а также на кислородное производство комбината. Но уже сегодня заявки пользователей всех АСУТП комбината обслуживаются диспетчерским отделом.

Об эффективности деятельности единой диспетчерской службы свидетельствует тот факт, что уже в 2003 году действия, предпринятые в результате анализа заявок и информации об инцидентах, позволили дважды избежать частичной остановки производства. Следует учитывать также, что данные диспетчерской службы предоставляют информацию о состоянии производственных активов комбината, управление которыми является частью функциональности создаваемой на «ЗапСибе» интегрированной системы мониторинга производства.

Развертывание на комбинате модулей HP OpenView стимулировало развитие сервис-ориентированного подхода специалистов ИТ-подразделений к выполнению своих обязанностей. Если раньше их в большей степени интересовали новые технологии, то теперь они приходят к пониманию необходимости первоочередного учета потребностей и возможностей конечных пользователей. Поскольку значительное число заявок в Service Desk/HelpDesk определяется «компьютерной неграмотностью», принято решение, что часть ИТ-персонала займется в ближайшее время подготовкой пользователей.

Что же касается внедрения модуля SLM, то, по мнению Расулмухамедова, сами потребители ИТ-услуг комбината пока еще не видят особой необходимости перехода к данной технологии, так как существующий уровень обслуживания вполне адекватен их запросам. В то же время использование принципов управления уровнем обслуживания в рамках ИТ-службы позволит эффективнее и с наименьшими затратами решать поставленные задачи.

«Внедрение HP OpenView — аналог создания нервной системы сложного организма, рефлекторные реакции которого замыкаются на уровне АСУТП, а функции головного мозга выполняет ERP», — резюмирует Расулмухамедов.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями