В комментариях по поводу организационных изменений в правительстве по-прежнему преобладают осторожные суждения

Руководители компьютерных компаний и ассоциаций долгое время очень скупо комментировали пертурбации, происходившие с их «профильным» министерством. Одной из первых решила прервать «обет молчания» президент Cognitive Technologies Ольга Ускова. По ее словам, в этом году ИТ-компании получили третий удар, оправиться после которого, как и в случае с первыми двумя — дефолтом и падением спроса на офшорное программирование, смогут не все. После того как в начале года прекратило свое существование Министерство по связи и информатизации, значительная доля малых и средних отечественных компаний, присоединенных к государственным органам, оказалась не удел: перестали проводиться тендеры, были заморожены крупные проекты и т. д.

«Попытка встроить остатки информатизации в транспорт на фоне войны связистов привела к тому, что бюджет «Электронной России» на протяжении нескольких месяцев вообще не осваивался», — заявила Ускова.

По словам Усковой, с передачей информатизации в ведение отдельного министерства автоматического восстановления нормальной ситуации ожидать не следует. И первым этапом деятельности новообразованного министерства до конца этого года должно стать формирование команды и подготовка четкого плана ее действий.

Но, несмотря на все ожидаемые в будущем трудности и ошибки в прошлом, в необходимости министерства информационных технологий Ускова, разумеется, не сомневается, хотя и приводит при этом довольно неожиданные аргументы. По ее словам, благодаря деятельности Минсвязи изменился образ России в мировом информационном сообществе. Сегодня в мире на слуху не только «Лаборатория Касперского», но и другие отечественные разработчики. Более того, «американские компании уже спрашивают у своих российских коллег, пустят ли они их на тот или иной рынок или нет. И одной из главных причин этого является именно работа Минсвязи».

«Нишевое» мнение

Представители двух крупнейших отечественных объединений компаний, специализирующихся на разработке программного обеспечения, — «Руссофт» и «Форт-Росс» пока осторожны в оценках произошедших изменений структуры правительства. Функции воссозданного министерства еще не прописаны. Однако есть опасения, что для софтверной индустрии перемен к лучшему не произойдет. Она, возможно, так и останется в тени отрасли связи. Тем не менее отказ от объединения в рамках одного Министерства транспорта и информационных технологий все же является правильным решением.

«На мой взгляд, делать прогноз относительно влияния этого административного шага на развитие отрасли можно будет только после того, как мы увидим в четко сформулированном виде функции и задачи нового органа, его структуру и, возможно, бюджет. Что касается такого узкого сегмента, как софтверный бизнес, то формально данное решение открывает для него определенные перспективы, — полагает Владимир Спиридонов, президент ассоциации «Руссофт». — В частности, министерство потенциально может стать ?полпредом? отрасли, отстаивающим ее интересы как в правительственных и законодательных кругах, так и на международной арене — в рамках межправительственных контактов, на международных форумах, на встречах представителей бизнеса и т. д. Мне кажется, одной из функций нового органа должна также стать задача создания, развития и поддержки единой общественной организации, представляющей интересы ИТ-сообщества».

Валентин Макаров, президент «Форт-Росса», также считает, что наличие государственной структуры, которая будет заниматься исключительно информационными технологиями, полезно для отрасли. Но если подразделение, отвечающее за разработку программного обеспечения, станет заниматься лишь решением проблем информатизации самого министерства, то это означает, что на правительственном уровне пока нет понимания значимости ИТ для экономики страны.


Кто в ответе за ИТ

12 ноября 1999: Борис Ельцин подписал указ, согласно которому Государственный комитет РФ по телекоммуникациям преобразуется в Министерство РФ по связи и информатизации. Новое министерство возглавил руководитель бывшего Гостелекома Леонид Рейман. В обязанности Минсвязи в числе прочего было вменено распределение ресурсов радиочастотного спектра и спутниковая связь гражданского назначения.

9 марта 2004: Владимир Путин сократил число ведомств с 30 до 17. В число упраздненных попало Министерство по связи и информатизации, возглавляемое на тот момент исполняющим обязанности министра связи и информатизации Леонидом Рейманом. Связистов объединили с Министерством транспорта в рамках Министерства транспорта и связи. Его руководителем был назначен Игорь Левитин, до этого занимавший должность заместителя генерального директора компании «Северстальтранс», входящей в состав холдинга «Северсталь». В подчинение Минтранссвязи были переданы Федеральное агентство связи и Федеральная служба по надзору в сфере связи.

18 марта 2004: председатель Правительства РФ Михаил Фрадков подписал ряд распоряжений, согласно которым заместитель министра связи Дмитрий Милованцев, курировавший в телекоммуникационном ведомстве вопросы информатизации, освобожден от занимаемой должности и одновременно назначен руководителем Федерального агентства связи. Федеральную же службу по надзору в области связи возглавил бывший руководитель департамента Минсвязи по надзору за связью и информатизацией Валерий Бугаенко.

6 апреля 2004: Фрадков подписал постановление «Вопросы Федеральной службы надзора в сфере связи», согласно которому служба будет заниматься осуществлением контроля в сфере связи и информатизации, контролем излучения радио?электронных средств и высокочастотных устройств, регистрацией радиочастотных присвоений, радиоэлектронных средств и высокочас?тотных устройств, лицензированием деятельности в сфере связи и информатизации.

13 апреля 2004: Милованцев заявил, что в ведении Минтранссвязи может появиться еще одно федеральное агентство для выполнения функций упраздняемого Минсвязи (в том числе правоприменительных), при котором действовала комиссия по информатизации и в структуре которого имеется департамент информатизации. Для этого, по словам Милованцева, министр транспорта и связи обратился в правительство с предложением о создании Федерального агентства по информатизации.

14 апреля 2004: Фрадков назначил Леонида Реймана заместителем министра транспорта и связи, а глава Минэкономразвития Герман Греф подписал распоряжение «О распределении обязанностей между заместителями министра экономического развития и торговли». Согласно этому документу за развитие электронной торговли, государственное регулирование тарифов, закупки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд будет персонально отвечать заместитель министра Андрей Шаронов.

20 мая 2004: Путин подписал указ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», в соответствии с которым Министерство транспорта и связи было разделено на Министерство транспорта и Министерство информационных технологий и связи. В ведение последнего была передана Федеральная служба по надзору в сфере связи и Федеральное агентство связи. Министром информационных технологий и связи назначен Рейман, а Левитин занял пост министра транспорта.