Богатство выбора и ограниченность альтернатив — примерно так можно охарактеризовать рынок комплектующих — «кубиков», из которых строится персональный компьютер. Обусловлено ли это влиянием Intel или особенностями китайского менталитета? Насколько велика роль брэндинга и наличия собственных производственных мощностей? Применимо ли к комплектующим такое понятие, как «сервис»?
Михаил Лукинов: «По темпам роста рынка компонентов и ПК — ежегодно около 20-25% — в последнее время мы занимаем второе место в мире, уступая только Китаю, где влияние общемировой рецессии также было минимальным. Поэтому Россия и вызывает сейчас такой интерес со стороны всей компьютерной индустрии»

Прошлый год на рынке комплектующих для ПК выдался напряженным. Анализируя негативные тенденции в мировой экономике в целом и в компьютерной индустрии в частности, специалисты не раз высказывали опасения за судьбу данного рынка. В нынешнем году ситуация складывается более благоприятно для производителей и поставщиков компьютерных компонентов. О том, что происходит на этом рынке, мы беседуем с Михаилом Лукиновым, вице-президентом дистрибьюторской компании Alliance Marketing Group, которая поставляет в Россию широкий спектр комплектующих для ПК.

Что можно сказать о нынешней ситуации в целом на рынке компонентов для ПК? Преодолен ли спад? Что можно ожидать в ближайшем будущем?

Восстановление рынка началось примерно в третьем квартале прошлого года. Сейчас об этом свидетельствуют статистические данные. Мы со своей стороны это почувствовали по предложениям на открытом рынке, где кроме нас работают брокеры, другие дистрибьюторы, в том числе американские и европейские. На ситуацию на открытом рынке комплектующих сильно влияют продажи готовых ПК. Если с продажами ПК дело обстоит неважно, открытый рынок наводняют предложения компонентов, которые фактически оказались ненужными крупным OEM-производителям. Сейчас можно сказать, что ситуация нормализовалась. Начался общий рост продаж ПК. К тому же подошло время очередной масштабной модернизации корпоративных ИТ-систем (предыдущая была инспирирована «Проблемой 2000 года»). Поэтому, скорее всего, в обозримом будущем рост компьютерного рынка продолжится.

Было ли что-то похожее на спад в России?

Можно сказать, что Россию эта участь миновала. По темпам роста рынка компонентов и ПК — ежегодно около 20-25% — в последнее время мы занимаем второе место в мире, уступая только Китаю, где влияние общемировой рецессии также было минимальным. Поэтому Россия и вызывает сейчас такой интерес со стороны всей компьютерной индустрии.

Насколько велик розничный рынок комплектующих? Каков его потенциал?

В первую очередь комплектующие сейчас нужны реселлерам и сборщикам. Так называемые ритэйлеры, то есть компании, специализирующиеся в области розничной торговли, играют на рынке заметно меньшую роль. Могу сказать, что в нашем объеме поставок значительно больше доля OEM-вариантов продуктов, нежели вариантов для ритэйла. Конечно, можно по-разному классифицировать реселлеров и ритэйлеров. Для меня классический ритэйл — это крупные розничные сети типа «Ашана», «М.Видео» или Metro, совсем другое дело — компании, которые продают только компьютерную технику. Крупным розничным сетям, к примеру, просто не нужны материнские платы. Энтузиасты индивидуальной сборки ПК пойдут не к ним, а в компьютерный салон или на Савеловский рынок. И им при этом уже будет не столь важно, в какой упаковке они приобретают компоненты. Особенно если, покупая продукт в OEM-версии, они могут сэкономить.

Но ведь нельзя сказать, что движение Do It Yourself умирает?

Безусловно, нет. Другой вопрос, каков процент продаж для DIY в общем объеме поставок. Раньше этот процент был выше. Отчасти объяснялось это тем, что в России не было нормального промышленного производства компьютеров. Другая причина состоит в том, что ПК превратился в товар массового спроса; соответственно уменьшилась доля тех, кто тщательно выбирает конфигурацию своего компьютера, уделяя внимание каждому компоненту. Многие просто используют купленные ПК, не обращая внимание на то, из каких комплектующих они собраны.

В последнее время предпринимаются попытки популяризации идеи DIY в отношении сборки ноутбуков. Возможно ли, чтобы рынок компонентов для мобильных ПК превратился в нечто похожее на рынок компонентов для настольных ПК?

Необходимо уточнить, что речь в первую очередь идет лишь о процессорах, модулях памяти и жестких дисках. К примеру, оптические накопители, как правило, входят в состав ноутбучных barebone-комплектов — приобретать их отдельно не имеет смысла. Конечно, можно модернизировать ноутбук, обновив процессор, установив больше памяти или более вместительный жесткий диск. Но, например, по процессорам есть данные, что лишь 1% от общего объема поставок — всех процессоров, включая настольные — приходится на долю тех, что используются для модернизации. Поэтому такое ощущение, что рынок ноутбучных процессоров, модулей памяти и жестких дисков, конечно, будет существовать, но только применительно к поставкам этих продуктов для компаний-сборщиков. Количество их будет увеличиваться, но не настолько, чтобы можно было сопоставить объемы продаж с рынком комплектующих для настольных ПК.

Насколько велика роль брэндинга на рынке комплектующих для ПК?

Уже достаточно велика и постоянно растет. На мой взгляд, это свидетельство того, что рынок становится более цивилизованным. Для нашей компании брэнд того или иного продукта всегда был и остается некой страховкой, своего рода гарантией качества. Конечно, есть разные стратегии брэндинга. Можно пытаться сделать брэнд из продукции noname, можно попробовать вывести на рынок собственный брэнд, заключая OEM- или ODM-контракты и получая при этом зачастую продукцию далеко не лучшего качества. В последние пару лет благодаря правильной маркетинговой стратегии ряда компаний рынок комплектующих в России стал гораздо лучше структурирован. И сами они при этом почувствовали отдачу, получив увеличение объемов продаж. Хороший пример — Gigabyte. В прошлом году, по моим данным, компания опередила всех по объемам поставок материнских плат на российском рынке, включая ASUSTeK, бесспорного лидера мирового рынка. В ASUSTeK в 2003 году тоже довольно активно занимались продвижением своего брэнда в России, но в основном это делалось для готовых решений, таких как ноутбуки. Ситуация с материнскими платами была несколько упущена, и сейчас предпринимаются усилия, чтобы это положение дел изменить.

Бывший генеральный директор AMD Джерри Сандерс как-то сказал: «Настоящие мужики владеют заводами». Насколько важно наличие своих производственных мощностей?

Конкуренция на рынке очень велика, а норма прибыли постоянно уменьшается. В этих условиях владение полным производственным циклом — в разумном понимании этого термина — может стать существенным преимуществом. Сейчас лишь те, кто очень интересуется внутренней структурой индустрии комплектующих для ПК, знают о существовании таких компаний, как Celestica, Foxconn и т. д. Нигде не афишируется, к примеру, что на заводах Foxconn выпускаются игровые приставки Xbox. Лет пять назад многие не понимали, как брэнд может быть тайваньским. Пример ASUSTeK, Gigabyte, MSI и ряда других компаний показал, что это вполне реально. Поэтому сегодня мы видим, как цепочка замыкается. Та же Celestica с недавнего времени начала поставки видеокарт уже под собственной торговой маркой.

Применимо ли к комплектующим, поставляющимся на наш рынок, такое понятие как «сервис»? Проблем в этом отношении много. Каковы перспективы для улучшения ситуации?

Безусловно, к компонентам для ПК понятие «сервис» применимо. Более того, год от года положение с их сервисным обслуживанием улучшается. Крупные вендоры, как правило, заключают с российскими компаниями контракты на выполнение работ, связанных с сервисной поддержкой пользователей. В случае с менее известными вендорами вопросы поддержки часто решаются с участием дистрибьюторов. Обсуждая, например, систему возврата брака, многие предлагают отсылать бракованные изделия в Европу и ждать оттуда замену. Приходится объяснять, что в России это не работает. Обычно вендоры соглашаются, чтобы дистрибьюторы имели некий товарный фонд, позволяющий им оперативно заменять брак. В целом же, если компания действительно уделяет внимание нашему рынку, то даже небольшие объемы продаж в абсолютном выражении не препятствуют качественной сервисной поддержке.

Почему так сложилось, что по многим видам комплектующих львиная доля мирового объема производства принадлежит тайваньским компаниям? Может ли ситуация измениться?

Трудно сказать. Действительно, контрактное производство многих видов комплектующих оказалось сосредоточено на Тайване, и оттуда затем пошли брэнды по этим видам продукции. С другой стороны, скажем, производством жестких дисков как владели нетайваньские компании, так и владеют. Конечно, изменить ситуацию, которая складывалась десятилетиями, очень сложно. К примеру, на заводах Fujitsu Siemens Computers в Германии делаются материнские платы. Но объемы их выпуска несопоставимы с «большой тайваньской четверкой». (ASUSTeK, ECS, MSI и Gigabyte. — В. С.) При этом не нужно забывать, что еще в начале 90-х годов ASUS знали очень немногие, а уже в середине десятилетия это был очень известный брэнд.

Добившись известности одного брэнда, в ASUSTeK начали раскручивать второй — ASRock. Недавно Gigabyte объявила о том, что тоже пойдет по этому пути.

Прекрасно понимаю эту стратегию: вендоры пытаются занять все рыночные ниши. Но для дистрибьюторов это неинтересно, поскольку на продукции low-end много не заработаешь. С точки зрения производителя всегда легче, наладив выпуск продукции класса hi-end, перейти к активным действиям на рынке low-end. Наоборот гораздо труднее. Вместе с этим отношение отрасли, к примеру, к брэнду ASRock я бы охарактеризовал как осторожное. С одной стороны, действительно, объемы продаж довольно высоки, и выпуск продуктов low-end позволил в свое время загрузить пустовавшие из-за отсутствия заказов производственные мощности. С другой стороны, нет уверенности в том, что проект уже окупил инвестированные в него средства.

Компаний, которые предлагают материнские платы под своими торговыми марками, довольно много, в том числе — и в России. Как много из них таких, о которых можно сказать: «Это действительно хорошие материнские платы»?

Список качественных материнских плат не так уж велик. К «большой тайваньской четверке» я бы, пожалуй, добавил лишь две-три компании. Это в первую очередь ABIT, которая занимает следующее место в рейтинге производителей. Может быть, еще FIC. Не нужно забывать и об Intel: все-таки, помимо тайваньских, на рынке еще остались и другие компании. По нишевым решениям наподобие материнских плат для серверов и рабочих станций это могут быть Supermicro и Tyan. Но это уже отдельный вопрос — как и вопрос о том, как выбирать правильные материнские платы. Решать это должны технические специалисты, и мне бы не хотелось выступать с какими-то рекомендациями. Конечно, я знаю, что вкусовые пристрастия играют здесь далеко не второстепенную роль.

Почему в последнее время мы видим, как появляется все больше новых формфакторов материнских плат?

Не думаю, что их на самом деле так уж много, если говорить о продукции для массового рынка. Формфакторы процессоров меняются гораздо чаще. К примеру, формфактору ATX уже больше восьми лет, и процессорных конструктивов за это время сменилось достаточно много. Несмотря на это, ATX по-прежнему доминирует. Почему появляются другие формфакторы? Опять-таки это попытки поиска рыночных ниш. Возьмем, к примеру, Mini PC. Идею подхватили многие компании, выпускающие материнские платы; постепенно нащупывается правильный формфактор.

Почему производители материнских плат, которые в недалеком прошлом один за другим начали комплектовать продукты антивирусными средствами, до сих пор практически оставляют без внимания такое интересное решение, как Trusted Platform Module. Обязательно нужно дождаться, пока в Intel доведут до ума технологию La Grande?

Не уверен, что производителям нужно спешить с выпуском материнских плат с интегрированным модулем TPM. Более того, аппаратная защита может принести не только пользу. Реализация защиты ПК на аппаратном уровне может обернуться проблемами с совместимостью, прежде всего, естественно, с программным обеспечением прошлых лет. Поскольку для ПК вопросы совместимости всегда были одними из ключевых, в любом случае требуется тщательная проработка подобных решений. Производителям материнских плат проблемы совместимости однозначно не нужны.

На рынке видеокарт компании-производители, прежде использовавшие графические процессоры только от nVidia или ATI, переходят на выпуск продуктов на основе чипов обеих этих компаний. Можно ли ожидать, что через некоторое время опять произойдет расслоение рынка?

Нынешняя ситуация отнюдь не уникальна. Если мы обратимся к истории рынка видеокарт, то увидим, что были такие времена, когда каждый производитель мог выпускать адаптеры на основе чипов разных компаний. Позже nVidia захватила более половины рынка дискретных графических решений и стала устанавливать свои правила игры. На мой взгляд, шаг этот был неправильный и, возможно, во многом продиктованный личными амбициями. Поэтому про нынешнее положение можно сказать, что рынок снова вернулся в нормальное русло.

В связи с выходом новых чипсетов Intel с поддержкой технологии Intel High Definition Audio некоторые аналитики высказывают сомнения по поводу перспектив рынка звуковых карт.

Я бы предложил вернуться к этому вопросу, скажем, лет через пять. Сейчас интегрированные звуковые подсистемы AC?97 на материнских платах удовлетворяют примерно 90% пользователей. Но путь к этому был довольно долгим, и начинался он, как мы помним, со специализированных микросхем, интегрированных на материнских платах. Потом по мере роста производительности процессоров появилась возможность задействовать их ресурсы для обработки звука. Безусловно, в связи с появлением чипсетов с поддержкой Intel High Definition Audio могут возникнуть и, скорее всего, возникнут проблемы у Creative. Но это, пожалуй, единственный случай. В остальном же можно говорить о некой намечающейся тенденции, но вряд ли о кончине рынка аудиокарт.

В прошлом году Intel проверила реакцию рынка на технологию Wi-Fi, представив платформу Centrino. В этом году опять-таки с подачи Intel, скажем так, Wi-Fi заявляет о себе в настольных ПК. Актуально ли это для пользователей?

На мой взгляд, не актуально. И прошлогодний бум Wi-Fi в ноутбуках мне, кстати, представлялся во многом искусственно созданным. Но другое дело, что реализация поддержки Wi-Fi в чипсетах для настольных ПК добавляет к их стоимости примерно 2-3 долл., то есть для пользователя это практически незаметно. Беспроводные сети уменьшают число проводов, причем не только сетевых, могут появиться, например, и принтеры с поддержкой Wi-Fi. Пока их нет, но это не значит, что так будет продолжаться всегда.

В случае с принтерами, мне кажется, уместнее было бы говорить о Bluetooth или, скажем, Wireless USB.

Про Wireless USB еще говорить рано. Практически никто пока не знает, что это такое. Я даже не исключаю, что вся эта история может оказаться бурей в стакане воды. Что касается Bluetooth, то у этой технологии тоже не все складывалось просто. Сначала ее приняли «на ура», но потом наступили трудные времена, кстати, во многом по вине чрезмерного увлечения Wi-Fi.

Однако в ходе CeBIT 2004 на стендах многих тайваньских компаний можно было увидеть продукты с поддержкой Bluetooth.

На самом деле индикатором вновь возросшего интереса индустрии к Bluetooth является не компьютерное оборудование, а мобильные телефоны. К примеру, Nokia одной из первых представила Bluetooth-телефон, потом в течение полутора лет принципиально не выпускала новые модели с поддержкой этой технологии, а сейчас опять обратилась к ней в своих продуктах.

И последний вопрос. Нынешний бум Mini PC многие называют типичным примером стадных инстинктов у тайваньских компаний. Насколько развиты стадные инстинкты у производителей комплектующих?

Очень сильно развиты. И дело не в том, что при нынешнем уровне развития этой индустрии проще всего делать именно похожие продукты. Во многом это можно связывать и с китайским менталитетом. Если бы на рынке комплектующих для ПК было больше американских и европейских компаний, то и картина его выглядела бы по-иному.