Экстенсивное расширение абонентской базы за счет хитрых тарифных планов и маркетинговых ухищрений уже идет ни шатко ни валко, поэтому единственным полем конкурентной борьбы между операторами сотовой связи становятся дополнительные услуги, предоставляемые пользователям

Столичный рынок мобильной связи уже близок к насыщению. Поэтому единственным полем конкурентной борьбы становятся дополнительные услуги, предоставляемые пользователям. Соответствующие службы, как правило, базируются на передаче данных, их развитие операторы связывают с технологиями типа GPRS.

Пульт от «МегаФона»

На сайте Megapult.ru в развлекательном виде представлена разнообразная информация о дополнительных мобильных услугах компании «МегаФон». Здесь можно получить представление об услуге, настроить ее и активировать. На сегодняшний день у «МегаФона» уже более 120 услуг, поэтому путеводитель по ним не помешает. Однако поскольку пользователей мобильных телефонов в несколько раз больше, чем пользователей Internet, предложение настроить первое при помощи второго воспринимается неоднозначно. Впрочем, «МегаФон» дает пользователям возможность настроить свой телефон на подключение GPRS при помощи автоматически сгружаемых из сети настроек, для чего достаточно указать модель мобильного телефона. Попробовать работу настроенной услуги можно, скачав бесплатные логотипы или мелодии для своих телефонов.

«МегаФон» в основном развивает службы, предназначенные для массового пользователя: игры, новости, знакомства, мелодии, логотипы и т. д. Активнее всего развиваются услуги, привязанные к географическим координатам абонента. В частности, компания ввела в Москве услугу автоматического определения местоположения, с помощью которой все желающие могут определить местонахождение любого владельца мобильного телефона, если он дал на это согласие. Если же нужно постоянно контролировать чье-либо положение, то «МегаФон» совместно с Race Communications предлагает воспользоваться услугой WebLocator Lite. На сайте услуги можно будет посмотреть перемещение объекта, за которым установлено наблюдение.

Существенным фактором в развитии услуг «МегаФона» является ввод нового тарифа, который называется «Один к одному». В нем абонентская плата снижена до 1 долл., минимальная стоимость минуты разговора упала до 3,5 цента, все входящие оплачиваются по 14 центов за факт соединения. На него будут автоматически переведены все абоненты с плана «Говори!». Фактически «МегаФон» снижает стоимость базовой мобильной услуги уже за грань рентабельности, видимо, рассчитывая на то, что ему удастся добрать нужное количество средств при помощи дополнительных услуг. Сейчас около 15% доходов московского отделения «МегаФон» получает от неголосовых услуг, но к концу года он собирается поднять этот показатель до 20%, и снижение тарифов на базовые голосовые услуги, от которых отсчитывают проценты, способствует достижению этой цели.

«ВымпелКом»: ставка на партнерство

В компании «ВымпелКом» для развития дополнительных услуг предпочитают внедрять такие технологии связи, при использовании которых сами пользователи порождают большой поток информации. Так было со службой передачи MMS, так же будет и с новой услугой «ВымпелКома» — Push-to-Talk, которая позволяет использовать мобильный телефон в режиме портативной рации, когда сигнал передается в виде VoIP по каналам GPRS. Однако для того чтобы воспользоваться этой дополнительной услугой, пользователям нужен специальный мобильный телефон, который имеет дополнительную кнопку для перевода устройства в режим портативной рации. Сейчас эта услуга работает в тестовом режиме.

«ВымпелКом», как первая компания, внедрившая GPRS, активно развивает эту услугу. В частности, уже обеспечивается роуминг для клиентов GPRS в 55 российских регионах и в 38 странах. Совершенствуются и технологии передачи данных: оператор контролирует качество работы GPRS-сети, рассылает автоматические настройки телефонов для GPRS-соединения, собирается внедрять более высокоскоростные технологии на основе EDGE и т. д. Пользователей дополнительных услуг по передаче данных у «ВымпелКома» насчитывается уже около 350 тыс.; такая абонентская база была набрана всего за 15 месяцев. Причем лишь половина из них живет в Москве.

В числе услуг, основанных на технологиях передачи данных, «ВымпелКом» предлагает IP-адреса для групп пользователей, оптимизацию Web-страниц для загрузки, подключение банкоматов и других стационарных устройств, доступ к корпоративным сайтам, минуя Internet. В компании уверяют, что в скором времени она собирается представить новый набор услуг, предназначенный специально для корпоративного сектора.

Сейчас у компании около 15% доходов по всей стране приходится на дополнительные сервисы, и этот показатель растет. По оценкам «ВымпелКома», рынок дополнительных мобильных информационных услуг в России составляет около 100 млн. долл., а в этом году его ожидает трехкратный рост.

МТС: оператор и провайдер

Аналогичное представление о дополнительных услугах разделяют в МТС; здесь считают, что ими должны заниматься внешние партнеры, а не сам мобильный оператор. Основной своей целью в МТС считают развитие базовых возможностей сети. В МТС, как и в «ВымпелКом», совершенствуют и пропагандируют использование базовых технологий наподобие SMS, MMS, WAP и GPRS, а не услуг знакомства, поиска ближайших ресторанов и др. Следует отметить, что опора на партнеров в деле предоставления дополнительных услуг чревата тем, что они перестанут быть конкурентным преимуществом. Если одни и те же услуги можно получить у всех мобильных операторов, то их ценность для привлечения клиентов снижается. К тому же, по мнению некоторых экспертов, наиболее полно функциональность дополнительных услуг может реализовать только сам мобильный оператор, но не партнеры.

Существенное отличие МТС от других мобильных операторов заключается в том, что компания предлагает услуги подключения к Internet для корпоративных пользователей. При этом речь идет не просто о подключении по выделенной линии к Internet, но и об организации виртуальных Web-серверов, электронной почте и VoIP. Таким образом, у компании есть возможность предложить полный спектр дополнительных услуг для корпоративного рынка, тесно интегрируя эти услуги в информационные системы заказчиков. Описанные услуги компания предлагает в 30 областях по всей стране, используя для их предоставления собственную волоконно-оптическую и радиорелейную инфраструктуру. Тем не менее подключение к Internet — это базовая услуга, ведь компании нужно затратить определенные средства для разработки приложения, которое собирало бы в единую систему внутренние информационные ресурсы и мобильные устройства пользователей.


Прямая линия SkyLink

Сама технология GSM не располагает к высоко?скоростной передаче данных. Более перспективной в этом отношении является IMT-MC, услуги на базе которой сейчас продаются новой компанией SkyLink, объединившей «Дельта Телеком», «Московскую Сотовую Связь» и «Персональные коммуникации». Эти компании совместно будут строить федеральную сеть стандарта IMT-MC, которая позволит российским пользователям получать услуги по передаче данных на скоростях до 153 Кбит/с («реальная» скорость при этом оказывается около 80 Кбит/с). До конца года компании собираются завершить процедуру объединения и приступить к строительству сетей в Москве, Санкт-Петербурге и их областях, а также в некоторых крупных городах России. Общий объем капиталовложений в 2004 году составит около 80 млн. долл. Федеральная сеть стандарта IMT-MC будет построена этим оператором к 2008 году.

Впрочем, интеграция «Московской Сотовой», которая уже продает услуги IMT-MC в Москве, и «Персональных коммуникаций» проявляется уже сейчас. Компании предоставляют набор услуг мобильного офиса, куда входит доступ к Internet, работа с электронной почтой с мобильного телефона и справочно-информационный портал SkyMobile. Кроме того, в сети этого оператора реализован «Открытый SMS-центр», который обеспечивает отправку SMS-сообщений на телефоны любых мобильных пользователей GSM, и «Автоинформатор» — интегрированный с Web набор услуг по организации рабочего времени.

Надо отметить, что IMT-MC имеет очень большой потенциал для роста, поскольку уже существует технология EV-DO, позволяющая передавать данные с мобильных терминалов на более высоких скоростях — до 2,4 Мбит/с от станции к клиенту. Уже есть оборудование и инфраструктура для поддержки EV-DO, но не хватает несущих частот. Дело в том, что в диапазоне 450 МГц у SkyLink уже задействованы две несущие частоты — под старый аналоговый стандарт NMT и новый IMT-MC 1x. Поэтому SkyLink не будет внедрять EV-DO до прекращения предоставления услуг NMT. У компании до сих пор имеется около 40 тыс. абонентов NMT, которые приносят доход. Лицензия на NMT заканчивается в ноябре, и компания собирается ее продлевать. Так что если новая технология и появится, то не раньше второго квартала следующего года.

Российские операторы GSM в основном работают на массовом рынке, поэтому им приходится держать достаточно низкие тарифы на GPRS, в противном случае их услугами пользоваться вообще не будут. В то же время в Европе стоимость GPRS-доступа на порядок выше, а трафик на порядок меньше. Тем не менее денег европейские операторы получают больше, чем российские, поскольку работают с более платежеспособными корпоративными пользователями. Возможно, нарушить эту тенденцию удастся SkyLink, которая собирается интегрировать свои системы в банкоматы и PoS-терминалы, а также разрабатывает решения для мобильных торговых и других агентов. Понятно, что реализация таких проектов делает оператора более стабильным в финансовом отношении, поскольку системе банкоматов сложнее перейти к другому оператору, чем частным пользователям.