«Терн» предлагает решения для построения интеллектуального предприятия

Компания «Терн» провела свою традиционную ежегодную конференцию, посвященную вопросам построения корпоративных информационно-аналитических систем и применения программных средств Business Objects и KXEN для повышения эффективности деятельности и поддержки принятия управленческих решений. Также была представлена линейка продуктов, сложившаяся после объединения компаний Business Objects и Crystal Decisions.

По мнению докладчиков, на рубеже веков закончилась длившаяся два десятилетия эпоха «первоначального накопления» баз данных; вплоть до 2005 года будет превалировать деятельность по созданию приложений, после чего постепенный переход к эпохе анализа информации. В этой ситуации главная задача компаний, работающих на рынке решений категории business intelligence (BI), — устранение эффекта «информационной свалки», влияние которого особо ощущается при слияниях и поглощениях компаний. Сегодня на предприятиях в среднем имеется более 100 активно используемых приложений, пять-шесть баз данных, не считая разных операционных систем и типов промежуточного программного обеспечения. Поэтому одна из актуальных задач — консолидация и стандартизация программных платформ с целью повышения качества принимаемых решений, улучшения видения бизнеса, повышения лояльности клиентов, оптимизации цепочки поставок и выявления производственных недоработок. Однако, несмотря на важность этой задачи, BI-решения сегодня используют в среднем не более 20% сотрудников компаний и, что особенно недопустимо, только 10% руководителей применяют эти инструменты в своей деятельности. Понятно, что среди аналитиков данный показатель повыше — 80%.

После объединения компаний Business Objects и Crystal Decisions пользователей, безусловно, интересует состав совместной линейки продуктов. Для формирования отчетности основным продуктом в новой линейке будет Crystal Reports. Для создания запросов предлагаются продукты WebIntelligence от BusinessObjects и OLAP-клиент Crystal Analysis. Для управления эффективностью деятельности компании предназначены BusinessObjects, Dashboard Manager и Performance Manager. Информационная инфраструктура BI-решения предприятия будет строиться из продуктов Crystal Enterprise, средств семантического слоя от BusinessObjects и нового портала InfoView. Для интеграции данных предназначены BusinessObjects Data Integrator и BusinessObjects Rapid Marts. Аналитические приложения будут создаваться на основе продукта BusinessObjects Analytics.

Все знания о бизнесе, по мнению представителей клиентов «Терна», среди которых на конференции был и «Торговый дом ГУМ», находятся в корпоративных базах данных. Способность использовать их по максимуму — это один из основных путей повышения эффективности деятельности компаний. В задачу проекта для «Торгового дома ГУМ» входила автоматизация работы с системой учета финансовых и логистических операций, построенной на базе продукта J.D. Edwards OneWorld, имеющего собственные средства формирования отчетов, которые, однако, по мере нарастания объемов стали работать недопустимо медленно. В компании пришли к выводу о необходимости создания информационно-аналитической системы на базе единого хранилища данных, предоставляющего актуальные, достоверные и непротиворечивые данные и обеспечивающего формирование аналитических отчетов в режиме реального времени. В результате реализации проекта такая система была создана, и, например, отчет по товародвижению для всей компании за один месяц, выполнявшийся ранее около суток, теперь обрабатывается за 15-20 минут. У пользователей появилась возможность самостоятельно обращаться к необходимым данным и через портал на базе WebIntelligence проводить анализ информации.

По мнению IDC, период окупаемости BI-решений составляет всего год. Аналитики Gartner высказываются категоричнее: «В 2004 году более половины компаний из Global 200 вследствие неграмотного использования BI уступят свои позиции на рынке тем, кто делает это правильно». Насколько эти прогнозы верны для России, пока неясно, и, возможно, поэтому стратегия продвижения здесь ведущими игроками BI-рынка своих продуктов носит пока выжидательный характер.