«Открытые Технологии» встретят юбилей «другой компанией»
Сергей Калин: «Надо готовиться к проектам, связанным с РАО ЕЭС и розницей»

Прошедшая в мае во Вьетнаме пятая конференция «Открытых Технологий», в которой приняли участие около полутора сотен человек (сотрудники самой компании, ее вендоры, но большей частью — заказчики), рассматривалась в компании как одно из мероприятий, посвященное ее грядущему десятилетию. Не будет, впрочем, преувеличением сказать, что последний год для «Открытых Технологий» — в своем роде первый, поскольку после заключения известного контракта на 153 млн. долл. со «Связьинвестом» на поставку лицензий Oracle E-Business Suite очень многое в жизни компании, по словам ее президента Сергея Калина, изменилось. Компания стала «другой».

Оборот компании за 2003 год (с учетом упомянутого контракта со «Связь?инвестом») составил около 270 млн. долл., а численность сотрудников выросла со 120 до 270 человек.

Естественно, такой быстрый рост количества сотрудников (а в «кадрах» лежат требования от руководителей различных структур еще на сотню человек) не мог не вызвать определенных проблем. Для того чтобы сохранить дух компании и управляемость ею, было решено ввести пост директора, занимающегося исключительно совершенствованием внутренних процессов.

«Интеграция» в компанию новых сотрудников идет не всегда гладко. Особенно опасны проблемы с руководителями уровня директора департамента или начальника отдела. Впрочем, по словам Калина, у компании есть программы кадровой адаптации, и «кадры» пока справляются: за прошлый год уволилось по разным причинам лишь около полудюжины человек.

Среди важнейших общерыночных тенденций Калин отметил рост потребности в информационных технологиях со стороны независимых операторов связи и банков. Активность последних он связывает, в первую очередь, с ростом уровня жизни граждан, который сделал для финансистов интересной работу с физическими лицами. А это требует хранения и обработки большого количества данных о них, что и привело к увеличению потребности в новых информационных системах.

Растет потребление ИТ и в госсекторе, «Открытые Технологии», в частности, принимают участие в проектах по подключению к Internet госучреждений и «Почта России». Однако, по мнению Калина, в рамках государственной программы «Электронная Россия» пока еще делается недостаточно, к тому же нет единой концепции информатизации. Свою лепту в некоторое отставание информатизации госсектора вносят и изменения структуры правительства, напрямую затронувшие структуры, занимающие информационными технологиями.

О «контракте века»

Проект по внедрению E-Business Suite, по оценке Калина, потребует усилий приблизительно 500 человек. Создавать внутри себя структуру соответствующего размера компания не собирается — численность дирекции по работе с ОАО «Связьинвест» составляет около 50 человек. Для проведения работ «Открытые Технологии» как генеральный системный интегратор привлекут российские компании, «имеющие опыт внедрения этого продукта».

Алгоритм действий следующий. В Москве создаются определенные стандартные решения для автоматизации тех или иных функций; в этих работах принимают участие представители всех региональных компаний «Связьинвеста», с тем, чтобы их пожелания были учтены. Потом созданные решения тиражируются. Впрочем, жизнь всегда корректирует планы. «Связьинвест» будет внедрять биллинговую систему Amdocs. К этому контракту «Открытые Технологии» отношения не имеют, но о необходимости сопряжения биллинга и ERP-системы связисты уже начали задумываться и соответствующим образом корректировать ТЗ на внедрение последней. Впрочем, если бы не внедрение Amdocs, ее пришлось бы сопрягать с почти полутора сотнями различных биллинговых систем, используемыми сейчас в компаниях, входящих в «Связьинвест».

«Обувание» сапожника и другие планы

В этом году компания собирается закончить «самоавтоматизацию» — внедрить системы ERP и CRM. Об этом, незавершенном пока, проекте, рассказывается немногое; известно лишь, что выполняется он собственными силами («бизнес-стратегию мы тоже сами себе вырабатываем»), а первоначальное число рабочих мест в первой составит 15, во второй — 10, к концу года они вырастут до 25 и 40 соответственно.

Что касается наиболее перспективных направлений, то, по «личному мнению» Калина, «надо готовиться к проектам, связанным с РАО ЕЭС и розницей». Также компания рассматривает возможность создания подразделения, специализирующегося на внедрении инженерных систем — сейчас в «Открытых Технологиях» они только проектируются, воплощают в жизнь их сторонние организации.

Развитие компании существенно тормозится недостатком кадров, особенно менеджерских — их нигде не готовят.

Что касается цифр, то в 2004 году планируется достичь не меньшего оборота, чем в 2003-м. Прогнозируется, что доля услуг в обороте компании должна вырасти с нынешних 20 до 30%, в том числе и за счет работ по внедрению программных продуктов Oracle.


Вокруг столов

В этом году в «Открытых Технологиях» был создан департамент управленческого консалтинга, и на конференции состоялся в некотором роде его публичный дебют. Для популяризации нового направления деятельности компания провела круглый стол соответствующей тематики. Дискуссия развернулась бурная. Вначале участники стола потратили немало времени на выражение различных претензий к консультантам, претендующим на то, чтобы учить заматерелых практиков правильному ведению бизнеса.

Из конкретных примеров наиболее убедительным был рассказ представителей «Уралсвязьинформа», которые при помощи одной из компаний «Большой пятерки» перестраивали бизнес-процессы и внедряли R/3. Присланные консультанты «материальную часть» знали плохо, решения искали долго, находили неоптимальные. В конце концов, собственными силами (с привлечением технических специалистов SAP — к ним претензий нет) получилось быстрее и лучше. Тем более уральцам обидно, что труды эти в значительной мере пропали даром: компании придется переходить на Oracle E-Business Suite. И особого оптимизма относительно того, что консультанты за прошедшие годы стали, пусть даже за счет средств и нервов клиентов, более опытны и профессиональны, представители «Уралсвязьинформа», похоже, не испытывают. В общем, участники стола сошлись на том, что «Большая пятерка» (ныне «четверка») в России и в мире — две большие разницы, образование российских консультантов далеко не всегда соответствует имени представляемой ими фирмы, расценки на их работу для нашей страны неадекватны знаниям — в основном теоретическим. И даже приезд опытных западных консультантов — не панацея: наездами проект не сделать, в специфику страны не вникнуть.

Когда же все желающие выпустили пар, Дмитрий Северов, технический директор «Открытых Технологий» заявил, что его компания отнюдь не собирается претендовать на перестройку бизнес-процессов клиентов. Под управленческим консалтингом «Открытые Технологии» понимают составление технико-экономического обоснования конкретных проектов и организационные изменения в рамках этих проектов. В профессионализме интегратора в этой области сомнений не возникло.

Второй круглый стол касался проблем с унаследованными системами. Дискуссия по этому вопросу тоже получилась весьма «широкой». Обсуждалось, например, что дает замена ПК и мониторов, пусть даже справляющихся со своими задачами, но морально устаревшими. Сошлись на том, что если средства позволяют, то, конечно, хорошо — как с точки зрения имиджа, так и общей надежности — использовать новейшие компьютеры и ЖК-мониторы, передавая устаревшую технику в детские учреждения или сотрудникам. Если нет, то нет. Иногда «унаследованной» система становится вне зависимости от своей «современности». Например, в «Уралсвязьинформе», как уже упоминалось, предстоит сменить R/3 на Oracle E-Business Suite. Случай, что и говорить, необычный.

А вот на заводе им. Дегтярева ситуация образцово-показательная: там с собственных разработок собираются переходить на систему Baan, которая по соотношению «цена/возможности» превзошла конкурентов настолько, что на заводе «закрыли глаза» на сложные перемещения Baan от одного владельца к другому и не вполне понятную политику работы в России. Подготовка к переходу на заводе осуществляется по всем правилам: обеспечена поддержка и понимание необходимости перемен со стороны руководства завода, проведено исследование рынка систем, изучен опыт аналогичных предприятий, реструктурирован ИТ-отдел. Учтено даже то, что при переходе на «стандартные» продукты от «доморощенных» систем рыночная ценность ИТ-специалистов возрастает.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями