Слияние компаний Konica и Minolta началось и в России
Осафуми Кавамура: «На долю департамента Business Solutions приходится 60% оборота холдинга Konica Minolta»

Компания Konica Minolta Business Solutions объявила о начале интеграционных процессов в своем российском бизнесе. Как рассказал Осафуми Кавамура, генеральный директор венского филиала Konica Minolta Business Solutions Europe, в результате анонсированного в августе прошлого года слияния двух японских корпораций Konica и Minolta образован холдинг с суммарным оборотом за 2003 финансовый год в 1142 млрд. йен, в который вошли шесть независимых компаний. Это Konica Minolta Business Solutions (копиры, принтеры, факсы и другое офисное оборудование), Konica Minolta Opto (оптический инструментарий и сопутствующие устройства), Konica Minolta Photo Imaging (фотографические материалы для промышленности и массового рынка, расходные материалы и оборудование для печати), Konica Minolta Camera (цифровые и пленочные фотоаппараты, линзы, фотопленка), Konica Minolta Medical & Graphic (оборудование для изготовления и проявки пленок в медицине и полиграфии), Konica Minolta Sensing (инструментальные системы для применения в фотографии, промышленности и медицине). Еще две компании выполняют функции их поддержки. Konica Minolta Technology занимается научно-технической работой, созданием новых технологий и решений, регулированием в сфере интеллектуальной собственности, а Konica Minolta Business Expert осуществляет интегрированную поддержку управления.

Главную ставку объединенная компания делает на офисное оборудование: департамент Business Solutions, в ведении которого находятся копировальная техника, периферийные многофункциональные устройства, принтеры, факсы и т. п., является самым крупным подразделением холдинга, на его долю приходится около 60% всех доходов.

Перестройка бизнеса подобного масштаба — процесс долгий. До апреля 2004 года проводилось юридическое оформление слияния, объединение фондов и разработка единой организационной структуры Konica Minolta Holdings. На очереди — объединение менеджмента, унификация бизнес-процессов, разработка стратегии развития и создание единой товаропроводящей сети. С целью устранения дублирующих структур уже началось запланированное на несколько лет сокращение 4,5 тыс. рабочих мест.

Завершить интеграцию в подразделении Business Solutions намерены к ноябрю 2004 года. К этому сроку предстоит унифицировать продуктовые линейки и создать единую сеть дистрибуции. В 2005 году в сегменте бизнес-продуктов планируется достичь оборота в 5,336 млрд. евро. При этом приоритетными продуктами будут высокоскоростные копиры, цветные принтеры и периферийные многофункциональные устройства. Стратегическими направлениями объявлены цветные устройства вывода и печати по требованию, а также разработки, связанные с полимеризованным тонером.

В России до недавнего времени не было представительства Konica, поддерживающего продажи офисной техники. Большую часть российского оборота Konica Minolta Business Solutions в 2003 году, составившего примерно 12,4 млн. долл., обеспечило представительство Minolta. Объем поставок копировальной техники Minolta на российском рынке вырос в 2003 году, по данным IDC, на 72%, до 7 тыс. устройств. В денежном выражении произошло увеличение продаж более чем вдвое — до 8 млн. долл. В тоже время объем поставок Konica сократился на 31%, составив менее 2 тыс. устройств. Лишь переход на цифровые аппараты и рост продаж дорогих моделей позволили сохранить финансовые показатели на прежнем уровне — около 4,4 млн. долл. По мнению аналитиков IDC, на сокращение поставок негативно повлияло не только отсутствие локального представительства Konica, но и ограниченные инвестиции в маркетинг.

Российское подразделение бизнес-решений входит в состав европейского департамента холдинга — Konica Minolta Business Solutions Europe, подчиняясь филиалу в Вене.

В настоящее время в представительстве работает 12 человек. Московский офис не является торговым представительством: товарно-денежные отношения отечественные дистрибьюторы строят с венским филиалом. Представительство обеспечивает поддержку продуктов, канала продаж и конечных пользователей, а также обучение специалистов. Практическим следствием интеграции стала необходимость освоения недостающих частей продуктовой линейки, как специалистами объединенной компании, так и сбытового канала. В апреле компания впервые собрала вместе костяк российских дилеров, работавших с Konica и Minolta (примерно 150 из 300 компаний), чтобы обсудить стратегию развития канала.

По словам директора российского представительства Ирины Сидоровой, 2004 год должен стать годом развития регионов. Развивать дилерский канал планируется как количественно, так и качественно: в настоящее время активно реализуется программа авторизации партнеров второго уровня, проводятся семинары и тренинги, в том числе и на местах.

План интеграционных мероприятий расписан помесячно. С мая становится централизованным процесс ценообразования, к августу будет единой логистическая цепочка. В следующий финансовый год, который начнется 1 апреля 2005 года, должна вступить полностью интегрированная компания.


Konica плюс Minolta

Объединение Konica и Minolta, основанное на паритетных началах, было проведено путем обмена пакетами акций. Совет директоров холдинга сформирован из равного количества представителей Konica и Minolta. Президентом и исполнительным директором новой компании стал глава Konica Фумио Иваи, руководитель Minolta Ешикатсу Ота занял пост ее вице-президента. Объединенный капитал группы составляет 37,5 млрд. долл. Появление Konica Minolta Holdings было обусловлено главным образом ужесточением конкуренции в области цифровых технологий. Ожидаемые результаты этого шага: создание структуры, которая станет номером один на рынке офисного оборудования; укрепление позиций на рынке оптических устройств; расширение линеек офисного и измерительного оборудования, фототехники. По мнению аналитиков IDC, объединенная корпорация расширяет границы рынка, так как до слияния продуктовые линейки компаний не конкурировали друг с другом. Konica была сильна на рынке скоростных машин и в разработке тонерных технологий, а Minolta — в цветной печати и в создании печатных механизмов. Финансовым результатом объединения должен стать прирост продаж за 2005 финансовый год в 50 млрд. йен.