Многочисленные опросы показывают, что 75% людей считают себя экстравертами. Ирония жизни состоит в том, что большинство специалистов, работающих с ИТ, — интроверты. Как же они могут преуспеть в мире, где во главу угла поставлено общение?
Наоми Картен: «Даже небольшие изменения в поведении могут существенно переменить отношение окружающих к интровертам»

Наоми Картен, автор книги Communication Gaps and How to Close Them (что можно перевести как «Барьеры в общении и как их преодолевать»), относит себя к интровертам. Сейчас она работает над книгой, которая, по ее задумке, должна помочь людям с таким же как и у нее типом личности обратить свойства собственного характера себе на пользу. Она поделилась с Кэтлин Меламьюкой своими соображениями по поводу того, как интроверты могут преуспеть в мире, где во главу угла поставлено общение.

Чаще всего интровертов воспринимают как застенчивых людей. Впрочем, в определении следует исходить из того, откуда человек получает, как ее иногда называют, «энергетическую подпитку». Экстраверты «подзаряжаются» при общении с окружающими. Интроверты обращены внутрь себя. Они и перерабатывают впечатления, чувства и мысли в себе, обладают богатым внутренним миром. Кажется, что они постоянно погружены в задумчивость, их считают скрытными, хотя иной раз интроверты пускаются в пространные рассуждения о том, что их интересует. Как правило, они работают в одиночку, стремятся обсуждать производственные вопросы с глазу на глаз или в небольших группах, и всегда отдадут предпочтение письменной форме общения перед устной. Интроверты, конечно, ходят в гости время от времени, но чтение для них, безусловно, более желанное времяпрепровождение. Если интроверты в течение долгого времени общаются с кем-либо — пусть даже это общение ограничивается просто выслушиванием — они чувствуют упадок сил. После этого им обязательно на некоторое время надо «уйти в себя», чтобы восстановиться, особенно, если привязчивый собеседник попался им на пути в конце рабочего дня.

Интересно, что процентное соотношение интровертов к экстравертам в ИТ намного выше, чем в других отраслях, причем среди клиентов как раз больше экстравертов. Вместе с тем, я утверждаю, что интроверты и экстраверты способны понять и оценить положительные качества друг друга.

Сущность человека проявляется в том числе и на его рабочем месте. Большинство интровертов чувствуют себя лучше, когда их оставляют в покое и дают возможность заниматься делом. Они редко обращаются к другим по каким-либо производственным вопросам, не уделяют достаточно времени работе с клиентами, меньше, чем следовало бы, общаются с коллегами. Неудивительно, что некоторых таких сотрудников «обходят» их коллеги, не испытывающие затруднений с тем, чтобы обратить на себя внимание, выдвинуть предложение или просто высказать мнение, делая это без долгих колебаний.

Экстраверты, как правило, полны энтузиазма и активны. Это, несомненно, замечательные качества, и многие интроверты относятся к людям, обладающим ими, с симпатией. Но когда их носителями оказываются представители бизнеса, с которыми интровертам приходится работать, начинаются трудности — они просто не могут вставить слово в ходе обсуждения. Экстраверты обдумывают и высказывают свои идеи одновременно, поэтому к концу дискуссии их соображения могут принять совершенно иной вид, чем был в начале, а это затрудняет сбор информации и выявление требований.

К тому же экстраверты не всегда понимают интровертов, интерпретируя их поведение, например, как снобизм (так это было со мной). Я работала тогда программистом, и мои коллеги считали меня человеком, претендующим на особую интеллектуальность, из-за того, что я, случалось, проходила мимо них, не здороваясь. Но причина в том, что, глубоко погружаясь в собственные мысли, я не вижу происходящего вокруг. По мнению экстравертов, интроверты — люди надменные, неприветливые и недружелюбные, а то и равнодушные, не заинтересованные в работе.

Может сложиться впечатление, что в деловом мире все направлено против интровертов. Многие из них жалуются, что часто, особенно на совещаниях, их оттесняют на второй план словоохотливые коллеги. Некоторых волнует, не делают ли они ошибку, не стремясь руководить. Есть среди интровертов и такие, которые даже начинают думать, все ли с ними в порядке. Но это свойство личности не является отклонением и никоим образом не препятствует успешному продвижению по карьерной лестнице в ИТ-компаниях. Главное, чтобы люди такого типа не вели себя как жертвы. Жалость к самому себе никогда не способствовала самореализации.

Самоуглубленность — это во многом сильная сторона личности. Большинство интровертов настойчивы, терпеливы, отличаются аналитическим складом ума и способны внимательно слушать. Они не разговорчивы, но зато блестяще формулируют свои мысли. В приватной беседе большинство интровертов успешно убеждают людей в своей точке зрения. Их внешнее спокойствие помогает коллегам, нервничающим из-за жестких сроков, неудач в решении каких-либо проблем — то есть во всех многочисленных трудностях, которые приходится переживать ИТ-организациям.

Развитие природных наклонностей еще более усиливает потенциал интроверта, в частности, совершенствуя дар убеждения можно добиться успеха в сфере продаж или консультирования. В то же время нужно, преодолевая себя, развивать публичные качества, например, способность говорить перед большой аудиторией. Помимо умения, как такового, это даст интровертам уверенность в себе. И, наконец, ко всему прочему, стоит больше улыбаться!


Что делать?

Вас «обходят» экстраверты? Воспользуйтесь советами Наоми Картен:

  • Открыто говорите коллегам-экстравертам, что вам нужно обдумать любую новую идею, прежде чем обсуждать ее.
  • Поощряйте экстравертов к разговору, поскольку для них это лучший способ понять вопрос.
  • Помните, что ваша сильная сторона - приватные беседы. Проводите больше времени в обсуждении вопросов с людьми, принимающими решения. Это улучшит ваши взаимоотношения и даст возможность поделиться с ними своими идеями.
  • Предлагайте приемы обсуждений, которые помогают вам, например, брать периодические тайм-ауты во время "мозгового штурма".
  • Договаривайтесь с коллегами о том, как, учитывая свойства личности, поддерживать друг друга, чтобы добиться наилучшего результата.
  • Развивайте свое умение выражать мысли в письменном виде и используйте этот навык для продвижения своих идей.
  • Относитесь с юмором к различию между интровертами и экстравертами. Картен постоянно иронизировала над стремлением своих коллег высказываться по любому поводу. Они подшучивали над ней за то, что иногда она брала телефонную трубку вверх ногами.