В бывшем Госстандарте полагают, что реорганизация ведомства ускорит реализацию закона «О техническом регулировании»

В конце апреля прошла еже?годная Всероссийская практическая конференция «Стандарты в проектах современных информационных систем», которую уже в четвертый раз организует фонд ФОСТАС, журнал «Директор информационной службы» и издательство «Открытые системы».

Значительный интерес участников конференции вызвало выступление Валерия Зимника, заместителя начальника научно-технического управления Госстандарта, рассказавшего о ходе реализации федерального закона «О техническом регулировании».

Закон, вступивший в силу с 1 июля 2003 года, определяет новую роль стандартов в жизни нашего общества — в том числе, стандартов, касающихся продуктов и решений в области информационных технологий. В соответствии с ним использование стандартов стало добровольным делом каждого производителя. Правда, добровольность во многом иллюзорна: требования к стандартизации продукции неминуемо возникают в соответствии с требованиями рынка.

В рамках реформы российского правительства Госстандарт был преобразован в Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии. По мнению Зимника, эта реорганизация, произошедшая в марте 2004 года, существенно упростит проблему технического регулирования и ускорит реализацию закона «О техническом регулировании».

Большая часть документов, необходимых для реализации закона, уже принята. В первую очередь они касаются подхода к разработке регламентов. Программа разработки технических регламентов еще не завершена. Кроме того, не до конца решены проблемы финансирования разработок и организации контроля, а также не приведены в соответствие c законом «О техническом регулировании» некоторые ныне действующие акты (сейчас таких актов 77).

«Отсутствие программы разработки регламентов не останавливает деятельность в области технического регулирования», — подчеркнул Зимник. Идет создание документов и их анализ. Среди выявленных типичных недостатков при разработке первых технических регламентов — неточное описание объекта регулирования, неучтенность степени риска причиняемого объектом вреда, попытка установить потребительские качества продукта. Последнее является объектом добровольных стандартов. Добровольные и обязательные стандарты (технические регламенты) тесно связаны, однако за их создание отвечают различные органы: государство разрабатывает только обязательные стандарты.

Анализ положений закона «О техническом регулировании» показывает, что принципы технического регулирования не содержат положений, направленных на реализацию нововведений в промышленности: этот вопрос выходит за рамки данного закона. Однако, формируя новые правоотношения в экономике, закон содействует развитию инноваций в стране. Конкретные характеристики продукции, раскрывающие существенные требования регламентов, должны быть заданы в национальных стандартах, гармонизированных с соответствующими регламентами. Так как эти стандарты применяются на добровольной основе, у производителя есть возможность использовать другие, отличные от национальных стандартов документы, устанавливающие требования к продукции. Такое положение должно способствовать инновационной деятельности.

«Появилось стремление бизнес-сообщества к созданию технических комитетов для разработки национальных стандартов», — отметил Зимник. При этом речь идет о самых различных областях — от медицины до развлекательной индустрии.

Меры по реализации федерального закона «О техническом регулировании» обеспечивают формирование механизмов, исключающих избыточное влияние государства на рыночные отношения, повышая роль и ответственность субъектов потребительского рынка в достижении безопасности и качества отечественных товаров.


Надежда на закон

К основным целям закона «О техническом регулировании»... относят стремление максимально гармонизировать отечественную систему технического регулирования с международной, прежде всего с европейской. Это, как предполагается, позволит устранить нормативные барьеры в торговле, содействовать выходу отечественных товаров на мировой рынок, обеспечить равные условия для местных и зарубежных производителей на российском рынке. В соответствии с прежней нормативной системой контроль продукции для потребителя осуществлялся в основном на производстве. Надзор за исполнением требований к продукции должен проводиться, по мнению апологетов закона, прежде всего рыночными механизмами. Однако они по своей сути и эффективности принципиально отличаются от государственного нормативного контроля, который, в частности, подразумевал конкретные атрибуты, включая персональную ответственность, тогда как рынок ими во многом не обладает...

В основе закона — принцип максимального сближения национальной системы технического регулирования с международной. Кроме того, эта система, по замыслам ее авторов, должна стать понятной и доступной для производителя. Требования к продукции, способам производства будут изложены в специальном техническом законодательстве. Изготовитель получит возможность участвовать в разработке технических регламентов и стандартов, что позволит ему получить опыт, который он теоретически сможет использовать в разработке стандартов для своего предприятия. Поэтому в Госстандарте надеются, что введение новой системы технического регулирования поможет в работе добросовестному производителю и защитит рынок от опасных и некачественных товаров.

Национальные стандарты, направленные на создание доказательной базы, должны, как считают представители Госстандарта, стать стимулом к повышению конкурентоспособности предприятий. Такой подход позволит повышать уровень отечественного предпринимательства, только если технические нормы будут закладываться с учетом перспективных требований мирового сообщества. Важно, чтобы технические регламенты и национальные стандарты принимались консенсусом.

— Из статьи Андрея Баутова «Техническое регулирование: предварительные оценки». «Директор информационной службы», № 5, 2003.