Расширение спектра дополнительных информационных услуг способно кардинально изменить стиль бизнеса телекоммуникационных компаний
Себастьян Тиворотто удивлен, как быстро в России получают распространение новейшие информационные технологии

«Мы хотим, чтобы присутствие Hewlett-Packard ощущалось в России в полном объеме», — подчеркивает Оуэн Кемп, вице-президент и генеральный директор HP в России. Действительно, Россия стала стратегическим рынком для компании. При этом весьма значительные усилия компания направляет на расширение своей активности в российских регионах. В частности, HP осуществляет программу по созданию своих офисов в ряде городов России (прежде всего в Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге), а также намерена значительно расширить штат своих сотрудников.

Дальнейшее укрепление своих позиций на отечественном рынке в HP связывают и с более фокусной работой с предприятиями ряда ключевых отраслей, и прежде всего с компаниями телекоммуникационной отрасли. Действительно, они, с одной стороны, образуют наиболее крупный для компании вертикальный рынок, а с другой — создают основу для построения адаптивных ИТ-инфраструктур систем для других клиентов HP.

Для «возделывания» этого сегмента отечественного рынка компания уже второй год подряд проводит в России HP Telecom Forum. В этом году конференция помимо пленарных докладов включала четыре параллельные секции, которые были посвящены программному обеспечению компании, оборудованию, услугам консалтинга и решениям для адаптивной ИТ-инфраструктуры.

Пожалуй, больше всего выступлений на форуме было так или иначе связано с решениями в области биллинга, в том числе с такими решениями, которые могут быть адресованы не только операторам связи, но и поставщикам дополнительных информационных услуг. По мнению экспертов HP, модель организации бизнеса, предполагающая, что биллинговая система находится у создателя информационной услуги, как правило, себя не оправдывает.

«Поставщики информационных услуг не имеют необходимой инфраструктуры, которая позволила бы им самостоятельно собирать деньги с клиентов», — считает Себастьян Тиворотто, вице-президент Hewlett-Packard и генеральный менеджер отделения компании, работающего с телекоммуникационными компаниями. Тиворотто советует операторам взять на себя бремя биллинга. Это позволит им получить дополнительное преимущество в виде информационных услуг и обеспечит приток новых средств.

Одним из свидетельств того, насколько важен биллинг как компонент стратегии HP, обращенной к телекоммуникационному рынку, является соглашение, которое компания заключила с российским разработчиком биллинговых систем, ассоциацией CBOSS.

Компании намерены реализовывать совместные проекты за пределами России. В частности, уже есть пример совместного внедрения биллинговой системы CBOSS в Колумбии.

В основном договор касается компьютерной платформы HP NonStop (из большого спектра программных продуктов CBOSS на ней пока работает только CBOSSrtb, но в рамках соглашения ассоциация будет переносить на эту платформу и другие свои приложения), а также с программным обеспечением HP OpenCall и HP OpenView.

Внедрение у операторов решений, основанных на идеях «адаптивного предприятия», требует использования нового поколения систем оперативного управления оборудованием (OSS).

«Кончилось время управления информационными ресурсами в стиле спагетти, — отмечает Тиворотто. — Сегодня нужно управлять в стиле лазаньи».

Другими словами, уже прошли времена, когда для каждого компонента ИТ-инфраструктуры следовало строить собственную систему управления. Сейчас нужно контролировать всю информационную систему оператора связи как единое целое; только так становится возможной оперативная разработка приложений на основе адаптивной инфраструктуры.

Как отмечает Тиворотто, если до недавнего времени оператор в год мог внедрить несколько тарифных планов, то в скором времени может потребоваться внедрять несколько сотен новых услуг в год. Понятно, что это предполагает конвергенцию базовых услуг связи: передачи данных, фиксированной и мобильной телефонии, что позволит предложить на единой аппаратной и инфраструктурной платформе такие сервисы, как услуги передачи голоса, видео и данных, размещения Web-ресурсов, различные информационные услуги. Стремительная эволюция средств доставки информационных услуг, по мнению Тиворотто, должна кардинально изменить стиль бизнеса телекоммуникационных компаний.


Курс на адаптивное предприятие

Генеральный директор подразделения программных решений НР ЕМЕА Чезаре Капобьянко прокомментировал роль программного обеспечения в реализации стратегии адаптивного предприятия.

С технологической точки зрения можно выделить два основных направления реализации концепции Adaptive Enterprise. Во-первых, это механизм Utility Data Center — виртуализация всех компонентов ИТ-инфраструктуры предприятия, включая серверы, системы хранения, сетевые устройства и  т. д., с тем чтобы все ресурсы использовались с максимальной эффективностью. Во-вторых — эффективное управление информационными ресурсами предприятия.

Возможности инструментария семейства HP OpenView составляют ядро адаптивного управления. Помимо совершенствования существующей функциональности, в НР постоянно анализируют рынок с точки зрения приобретения новых технологий. Недавно завершился процесс слияния с компанией Novadigm, разработчиком решений по управлению изменениями и конфигурациями, важнейшему элементу управления ИТ-услугами.

Компания вкладывает значительные средства в разработку своих программных продуктов, стараясь вместе с тем не конкурировать с производителями прикладного программного обеспечения, СУБД и серверов приложений. Рынок HP, подчеркнул Капобьянко, — это системы управления телекоммуникационной и ИТ-инфраструктурой и специализированные решения для операторов связи.

Директор по продажам решений HP OpenCall Рафаэль Бругнини отметил, что на российском телекоммуникационном рынке растет потребность в новых технологиях, ориентированных на разработку новых услуг и интеграцию различных протоколов. Систему HP OpenCall можно рассматривать как мостик между традиционными системами операторов связи и новыми технологиями, позволяющий с помощью единых стандартов интегрировать эти два практически несовместимых мира. Кроме этого, недавно была приобретена компания PipeBeach, технологии которой ориентированы на разработку новых услуг на базе протокола VoiceXML.