Форум «Корпоративный портал»: реалии отечественного и мирового порталостроения

Споры о том, что такое корпоративный портал, не утихают. Оно и понятно, поскольку есть две традиции определения порталов. Одна из них была в свое время предложена аналитиками Gartner и содержала достаточно обширный список функций, которые должен был выполнять корпоративный портал. Gartner в прошлом году сформулировала ряд дополнительных требований к корпоративным порталам второго поколения. Однако с тех пор большинство функций, которые приписывались корпоративному порталу, были «вынесены» в отдельные продукты, и поэтому термин «корпоративный портал» теперь используется как синоним Web-интерфейса, служащего для обеспечения взаимодействия приложений. На состоявшемся в Москве форуме «Корпоративный портал» под корпоративным порталом подразумевали и систему управления контентом, и средство интеграции приложений, и даже проект по реструктуризации бизнеса.

Впрочем, возможно, что спор о точном определении корпоративного портала является чисто академическим: для клиентов важнее, чтобы он решал их проблемы. Правда, когда речь зашла о стоимости внедрения портала, то производители признались, что за его внедрение можно брать столько денег, сколько клиент может себе позволить.

В качестве положительного эффекта от внедрения портала в основном назывались сокращение расходов на обучение сотрудников, ускорение их работы и уменьшение времени их реакции на какие-либо события. Правда, не совсем понятно, как можно только переносом интерфейса приложения на Web-технологию уменьшить затраты на ее изучение. Но так или иначе портал, как наиболее заметная для руководства предприятий часть информационной системы, служит универсальным обоснованием вложений в информационные технологии.

Александр Хельвас, директор «Центра открытых систем и высоких технологий» при МФТИ, предложил такое определение: «Корпоративный портал — это все приложения, поддерживающие стандарт JSR168». В таком определении портал должен заниматься решением проблем только Web-технологий: надежной аутентификацией пользователей и разграничением их доступа к приложениям, персонификацией представленных через портал данных и средствами быстрого добавления новых портлетов.

Спецификация Java Specification Request 168 (JSR168) дает определение портлетов — компонентов для построения порталов. Эта спецификация определяет API для разработки графических компонентов, для которых отводится пространство в Web-интерфейсе портала. Портлет работает на стороне сервера и подготавливает для него свой фрагмент HTML-кода и является, по сути, лишь посредником между корпоративным порталом (средой исполнения компонентов JSR168) и реальным приложением. В портлете предусмотрены три режима работы: показ данных (View Mode), редактирование (Edit Mode) и запрос подсказки (Help Mode).

Портлет может обработать следующие события: собственный запуск и уничтожение, ввод пользователем новых данных и запрос на перерисовку экрана. Все эти события должна предварительно получить и обработать среда исполнения портлета — корпоративный портал, который в соответствии со спецификацией обеспечивает для портлетов персонализацию данных, представление пользователю информации от портлета и обеспечение безопасности работы всей Web-среды.

Если использовать технологическое определение портала, то важно понять, когда портал все-таки нужен, а когда лучше использовать только ассоциированные с ним приложения. Выступавшие на форуме подчеркивали, что корпоративный портал не нужен тем пользователям, которые выполняют только какую-либо одну операцию, но для компании крайне важна скорость реакции ее осуществления. Например, Web-интерфейс не нужен операционистам банка или брокерам, для которых задержка в несколько секунд может привести к серьезным потерям. Портал логично использовать в тех предприятиях, где накопился достаточно большой набор корпоративных приложений, к которым сотрудник должен иметь доступ постоянно. Естественно, внедрять даже второй портал не рекомендуется, поскольку тогда теряется основная идея портала — «одно окно» для всех приложений.


Что делает портал

Аналитики Gartner в свое время опубликовали обширный список функций, которые должен выполнять корпоративный портал. Позднее были сформулированы дополнительные требования к корпоративным порталам второго поколения.

Функции порталов первого поколения
  • Поиск и индексирование широкого набора информационных репозитариев.
  • Категоризация информационного наполнения.
  • Управление информационным наполнением и его агрегация.
  • Персонализация.
  • Высокоэффективная разработка приложений и возможности интеграции с другими приложениями.
Дополнительные требования ко второму поколению порталов
  • Надежная среда реализации приложений.
  • Мощные и гибкие инструменты разработки приложений.
  • Широкие возможности в области интеграции приложений.
  • Соответствие требованиям к информационным системам масштаба предприятия.
  • Поддержка интеграции с другими приложениями и информационными системами партнеров;
  • Поддержка мобильного/беспроводного доступа к данным.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями