Положительный эффект от использования RFID производители ТНП ожидают увидеть лишь через три-четыре года
Положительный эффект от использования RFID производители ожидают увидеть через три-четыре года. К этому времени количество радиоярлыков достигнет той критической массы, которая будет соответствовать переходу количественных изменений в качественные, что в первую очередь должно отразиться на их стоимости

Крупные производители товаров народного потребления не ожидают быстрой отдачи от внедрения систем радиочастотной идентификации (RFID). Для них сейчас применение RFID является своего рода «платой» за возможность работы с крупными клиентами, такими как розничная сеть Wal-Mart Stores и Министерство обороны США, которые заявили об обязательном использовании RFID-ярлыков со следующего года.

Выступая на одной из недавних конференций, организованной журналом RFID Journal, директор информационной службы Campbell Soup Марк Ингл заявил, что в этой компании считают применение технологии радиочастотной идентификации «тактическим по своей природе шагом», необходимым для соответствия критериям крупных клиентов (таких как Wal-Mart). По словам Ингла, использование ярлыков для отслеживания перемещения продуктов в цепочках поставок «не принесет немедленного возврата инвестиций».

Схожей точки зрения придерживается и директор по технологиям и корпоративной стратегии в области внедрения технологий AutoID/RFID компании Kimberly-Clark Майк О?Ши. Он заявил, что в его компании рассматривают приобретение RFID-систем как вложение средств, которое необходимо для удовлетворения требований, предъявляемых к поставщикам крупными клиентами. А Том Торр, заместитель директора подразделения Procter & Gamble Business-to-Business Supply Chain Innovation, сказал, что в P&G все еще пытаются найти обоснование для внедрения RFID.

По его словам, в P&G благосклонно относятся к идее считывания данных с ярлыков RFID, поскольку это помогает оценить, как идет продажа тех или иных товаров в магазинах. Особенно полезным это может оказаться в случае с новыми продуктами, дебютирующими на рынке.

Однако высокая стоимость радиоярлыков, как отметил Торр, по-прежнему остается серьезной проблемой для всех крупных поставщиков той же Wal-Mart. До отметки 0,05 долл., которую в Wal-Mart установили в качестве целевого ориентира, все еще далеко. Один из руководителей компании Matrics, пожелавший остаться неназванным, сказал, что сейчас в больших партиях ярлыки «могут стоить от 18 до 35 центов за штуку».

При этом он пояснил, что цена радиоярлыков зависит от многих параметров, в частности от типа продукта, для которого предназначен ярлык, а также типа клеящего вещества, при помощи которого он будет крепиться к упаковке. На стоимость ярлыка также влияет тип антенны. Напомним, что обычно RFID-ярлык состоит из микрочипа и антенны, вмонтированной в подложку.

В ходе тестирования в P&G обнаружили, что с некоторых продуктов информацию считывать проще, чем с остальных, и это, по мнению Торра, еще больше усложняет положение с внедрением RFID. С тех пор в компании проводят разделение продуктов на категории RF-friendly и RF-unfriendly, то есть «дружественные» и «недружественные» по отношению к системам радиочастотной идентификации. Как заявил Торр, легче всего считывать сведения с упаковок стиральных порошков, а вот с жидкими моющими средствами работать сложнее, так как жидкость поглощает радиоволны, излучаемые считывающими устройствами. Еще большие трудности для работы создает упаковка средств для мытья посуды, так как металлическая фольга отражает сигналы.

По словам О?Ши, в Kimberly-Clark выяснили, что ярлыки RFID плохо работают на коробках и палетах с детскими гигиеническими салфетками.

Опытным путем производители также установили, что достаточно легко считывать информацию с ярлыков, прикрепленных к палетам и коробкам, не находящимся внутри контейнеров. Однако если те же самые коробки располагаются внутри контейнеров, технология часто дает сбои. Координатор программы внедрения RFID в управлении по снабжению продовольствием армии США Стефен Муди сказал, что столкнулся с такими же проблемами во время недавних испытаний, в которых технология радиочастотной идентификации тестировалась на палетах с готовыми к употреблению боевыми рационами. Считывающие устройства не могли получать сигналы с коробок, размещенных внутри палет. Однако армейские службы решили эту проблему путем прикрепления к палетам так называемых мастер-ярлыков, хранящих информацию обо всех находящихся в них ящиках. Муди также подтвердил, что обертка из фольги, используемая для упаковки продуктов, мешает передаче радиосигналов.

Положительный эффект от использования RFID производители ожидают увидеть через три-четыре года. «К этому времени количество радиоярлыков достигнет той критической массы, которая будет соответствовать переходу количественных изменений в качественные, что в первую очередь должно отразиться на их стоимости», — отметил О?Ши.


В первом приближении

Желая подчеркнуть свою заинтересованность в решениях на основе технологии RFID, корпорация Microsoft некоторое время назад объявила о создании так называемого совета по RFID. Эта организация будет заниматься разработкой требований к программному обеспечению Microsoft, следование которым необходимо для его включения в состав RFID-решений.

Кроме того, Microsoft недавно присоединилась к консорциуму EPCglobal, участники которого занимаются выработкой стандартов в области RFID-систем.

В Редмонде понимают, что Wal-Mart Stores и другим компаниям, провозгласившим тотальный переход на использование радиоярлыков одной из приоритетных бизнес-задач, сейчас требуется поддержка RFID в первую очередь со стороны оптовых поставщиков. Тем же в свою очередь скоро будут нужны готовые ИТ-решения, предполагающие использование RFID. Поэтому в Microsoft намерены разработать модифицированные версии ряда продуктов, которые могли бы использоваться для обработки потоков данных от RFID-систем. К числу этих продуктов относятся, в частности, СУБД SQL Server, система управления бизнес-процессами BizTalk Server и операционная система для встраиваемых устройств Windows CE.

«Данные, поступающие от RFID-систем, необходимо где-то хранить и, кроме того, ими нужно управлять», — заявил Джавед Сикандер, менеджер стратегических RFID-программ Microsoft. «Целью работы совета является выявление требований, накладываемых технологией RFID, к платформам Microsoft», — пояснил он. Совет также будет вырабатывать единый взгляд на бизнес-возможности, связанные с RFID, и принимать решения о целесообразности конкретных действий.

Помимо Microsoft в эту организацию вошли еще несколько компаний. (Их названия, см. ниже, за исключением разве что германской розничной сети METRO, в России не очень хорошо известны. — Прим. ред.)

«Все, что мы хотим — это обеспечить нашим партнерам возможность создания решений, в которых программное обеспечение Microsoft может работать как часть единого RFID-комплекса», — заявил Скотт Гарви, директор Microsoft по стратегиям разработки и продвижения программных платформ.

Уже определены три этапа работы совета. На первом этапе будет решаться вопрос о том, как именно должно достигаться соответствие программного обеспечения Microsoft требованиям, определяющим его пригодность к включению в состав RFID-решений. На втором намечено оказание помощи компаниям, которые начинают внедрение у себя технологии радиочастотной идентификации. Целью третьего этапа значится укрепление деловых партнерских связей в рамках совместных разработок, связанных с RFID.

Аналитики отмечают, что Microsoft — далеко не единственная компания, пытающаяся сейчас оценить выгоды, которые сулит использование RFID. «Процесс становления рынка RFID-систем только набирает силу, так что подобные соглашения, видимо, будут появляться, как грибы после дождя», — заявил вице-президент META Group Джин Альварес. По его мнению, Microsoft идет в правильном направлении. «Я думаю, что у них хорошие шансы закрепиться на новом рынке, учитывая огромную базу установленных программных решений корпорации в компаниях сферы розничной торговли».

Первыми участниками совета стали компании GlobeRanger, HighJump, Intermec, Manhattan Associates, METRO AG и Provia Software. В дальнейшем в Редмонде планируют, что к работе созданной организации будут присоединяться новые члены.

Любопытно, что в Sun Microsystems, которая с недавних пор является близким партнером Microsoft, также внимательно изучают перспективы и возможности RFID. «Наши основные усилия будут сосредоточены на разработке того, что мы называем программное обеспечение промежуточного слоя для RFID-решений», — заявил недавно назначенный президент и директор по операциям этой компании Джонатан Шварц. Естественно, в Sun рассчитывают на то, что программные продукты, составляющие этот слой, будут работать на оборудовании Sun, тем самым способствуя укреплению позиций компании на новом рынке.

— Пол Крил, InfoWorld, США