С середины 90-х годов аналитики предсказывали скорое вытеснение с рынка мониторов с электронно-лучевыми трубками их собратьями, выполненными на основе жидкокристаллической технологии. И вот, похоже, эти прогнозы наконец начинают сбываться
Главный резерв для дальнейшего роста ЖК-индустрии эксперты видят во вводе в эксплуатацию производственных мощностей следующих поколений, то есть позволяющих обрабатывать стеклянные пластины большего размера. В результате продолжится снижение себестоимости изготовления панелей и появятся модели устройств с еще большими диагоналями

Производство TFT-панелей — один из самых благополучных сегментов в современной ИТ-индустрии. В период с 2000-го по 2003 год, согласно данным DisplaySearch, доходы их изготовителей выросли почти вдвое — с 16,8 млрд. до 32,1 млрд. долл. На фоне общего спада в ИТ-индустрии такие впечатляющие темпы роста выглядят почти фантастикой. В текущем году аналитики DisplaySearch ожидают еще более значительный рост общего объема поставок TFT-панелей — до 46,6 млрд. долл. Прогноз на 2005 год носит более умеренный характер — суммарный объем доходов TFT-производителей должен вырасти до 56,6 млрд. долл. И этого будет достаточно, чтобы рынок утроился за пять лет.

С середины 90-х годов аналитики предсказывали скорое вытеснение с рынка мониторов с электронно-лучевыми трубками (ЭЛТ) их собратьями, выполненными на основе жидкокристаллической (ЖК) технологии. И вот, похоже, эти прогнозы наконец начинают сбываться. Президент европейского отделения компании CTX Петер Хольман уверен, что уже в этом году объемы поставок мониторов обоих типов сравняются.

«Если говорить о европейских странах, то большая часть продаж ЭЛТ-мониторов в последнее время приходится на Восточную Европу, и ценовой фактор здесь играет решающую роль, — отметил он. — Однако цены на ЖК-мониторы продолжают падать, не оставляя сомнений в том, что тенденции, характерные для западноевропейского рынка, распространятся и на весь Старый Свет в целом».

Согласно данным Bryan Norris Associates, в Западной Европе ЖК-дисплеи уже в прошлом году вышли на первое место по объему поставок (причем как в денежном, так и в штучном выражении), опередив ЭЛТ-устройства.

Помимо мониторов для ПК, панели на основе тонкопленочных транзисторов находят широкое применение в ноутбуках (собственно, с них и началось победное шествие жидкокристаллической технологии), планшетных ПК, видеопроекторах, цифровых камерах, различных карманных устройствах (КПК, смартфоны, сотовые телефоны), автомобильной электронике и т. д. Сравнительно недавно в «сферу влияния» TFT-панелей попали и телевизоры: сказалась общая тенденция к снижению себестоимости их изготовления. Более того, именно телевизоры и стали сейчас своеобразной ареной для так называемой «гонки диагоналей», тон в которой задают лидеры рынка — корейские компании LG и Samsung.

В декабре 2002 года Samsung представила опытный образец телевизора на основе TFT-панели с диагональю 54 дюйма.

Позже, в конце августа — начале сентября прошлого года, он демонстрировался в рамках выставки IFA 2003 в Берлине (см. «Пришло время больших диагоналей», Computerworld Россия, № 39, 2003). В октябре LG представила 55-дюймовую TFT-панель. В ходе мартовской выставки CeBIT 2004 в Ганновере на стенде Samsung Electronics уже был выставлен опытный образец телевизора на основе 57-дюймовой панели с оптимальным разрешением 1920x1080 пикселов, яркостью 600 кд/м? и контрастностью 1000:1.

«Для нас принципиально важно открывать новые возможности использования бытовой электроники и профессионального оборудования в рамках общей стратегии развития устройств визуального отображения информации», — заявил вице-президент подразделения Samsung Visual Display Division Ман Йонг Шин.

Тайваньский натиск

Главный резерв для дальнейшего роста ЖК-индустрии эксперты видят во вводе в эксплуатацию производственных мощностей следующих поколений, то есть позволяющих обрабатывать стеклянные пластины большего размера. В результате продолжится снижение себестоимости изготовления панелей и появятся модели устройств с еще большими диагоналями.

Нынешний индустриальный стандарт де-факто — производственные линии пятого поколения. Большой резонанс вызвало открытие в начале этого года компанией Sharp производственной линии шестого поколения на заводе в японском городе Камеяма, позволившее увеличить размер стеклянных пластин, используемых при серийном изготовлении TFT-панелей, довольно значительно — от 1100x1300 мм до 1500x1800 мм (см. «Смена поколений», Computerworld Россия, № 10, 2004). Этого, по словам пресс-атташе Sharp Миюки Накаямы, достаточно для изготовления восьми панелей с диагональю 26 дюймов. В августе в Sharp планируют ввести в эксплуатацию вторую производственную линию на заводе в Камеяме и довести таким образом объем выпуска стеклянных пластин на данном предприятии до 27 тыс. штук в месяц.

Амбициозные планы Sharp, безусловно, должны настораживать LG и Samsung. Однако многие эксперты считают, что основная угроза доминирующему положению корейских производителей TFT-панелей на рынке в ближайшее время все же будет исходить не от японских, а от тайваньских компаний. Согласно данным DisplaySearch, на их долю в 2003 году пришлась почти половина общемирового объема инвестиций в совершенствование производственной базы ЖК-индустрии, на долю японских компаний — 26,1%, корейских — 24,5%. Примерно такая же картина, как ожидают аналитики, сохранится и в течение двух последующих лет.

В заключительном квартале минувшего года в DisplaySearch зафиксировали рекордный объем доходов производителей от поставок TFT-панелей с диагональю 10 дюймов и выше (именно эти панели используются при изготовлении ноутбуков, мониторов и телевизоров) — 8 млрд. долл. В штучном выражении объем поставок составил 30 млн. панелей. В первом квартале нынешнего года в DisplaySearch ожидали незначительного роста данных показателей — до 8,6 млрд. долл. и 30,3 млн. штук соответственно (окончательные итоги первого квартала на момент подготовки этого материала подведены не были). Причина: традиционное снижение активности на ИТ-рынке в период после рождественских распродаж. Примечательно, что по сравнению с итогами первого квартала 2003 года прогноз роста выглядел вполне внушительно — 102% в денежном выражении и 51% в штучном.

Следом за LG (точнее — LG.Philips LCD) и Samsung в рейтинге DisplaySearch сейчас располагаются три тайваньские компании — AU Optronics, Chi Mei Optoelectronics (CMO) и Chunghwa Picture Tubes (CPT). Все они, а также ряд других компаний на Тайване, как свидетельствуют неофициальные источники в Тайбэе, уже начинают подготовку к переходу на более прогрессивные технологии, позволяющие обрабатывать стеклянные пластины больших размеров. И кстати, одними пластинами технические усовершенствования, касающиеся изготовления TFT-панелей, не ограничиваются.

К примеру, по словам директора подразделения LCD TV Division компании Chi Mei Optoelectronics Ли Йи Чена, именно в CMO впервые в мире была внедрена в массовое производ?ство так называемая технология однокапельного заполнения матрицы жидкокристаллическим веществом — ODF (One Drop Filling), позволяющая существенно сократить сроки изготовления панелей.

«В случае с 47-дюймовыми панелями применение ODF уменьшает сроки заполнения матрицы жидкими кристаллами с нескольких дней до нескольких минут, к тому же еще и улучшаются технические характеристики и экономятся сырьевые ресурсы, необходимые для выпуска панелей», — отметил он. (47 дюймов — максимальный размер панелей, выпускаемых на заводах CMO. — В.С.)

В ходе выставки CeBIT 2004 Чен сообщил, что в ближайшие четыре-пять лет в CMO намерены инвестировать 3 млрд. долл. в строительство новых производственных линий следующих поколений на предприятиях компании, располагающихся в научно-промышленном парке в городе Тайнань.

«В идеале мы бы хотели собрать в Тайнане некий конгломерат компаний, специализирующихся в области оптоэлектроники и выпускающих основные компоненты для ЖК-производства — заготовки для стеклянных пластин, модули подсветки, поляризаторы, флуоресцентные лампы с холодным катодом, микросхемы драйверов и т. д., — заявил Чен. — Таким образом была бы создана отличная база для улучшения работы всей цепочки поставок компонентов, а их производителям предоставилась бы неплохая возможность для претворения в жизнь целенаправленной имиджевой стратегии и, как следствие, расширения бизнеса».

AU Optronics в прошлом году в ходе выставки Computex 2003 представила 46-дюймовую TFT-панель с оптимальным разрешением 1920x1080 пикселов, яркостью 600 кд/м? и контрастностью 800:1. Весенний модельный ряд продукции компании BenQ (напомним, что AU Optronics входит в группу BenQ) включает 46-дюймовый телевизор DV4680 на ее основе. Объем вложений AU Optronics в строительство производственной линии седьмого поколения оценивается неофициальными источниками в Тайбэе примерно в 3 млрд. долл. Ожидается, что на этой линии будут обрабатываться пластины размером 1870x2200 мм. В трех других тайваньских компаниях — CPT, Quanta Display и HannStar Display, опять-таки по неофициальным сведениям, готовятся сразу перейти к поколению 7,5G. Однако предварительную информацию о размерах стеклянных пластин, которые будут обрабатываться на этих производственных линиях, пока удалось получить только для HannStar — 2120x2450 мм. Одной пластины 7G, по словам представителей компаний-производителей, будет достаточно уже для изготовления восьми панелей с диагональю 40 дюймов, пластины 7,5G — для такого же количества панелей с диагональю 42 дюйма.

Со своей стороны представители Samsung в прошлом году заявили, что компания пропустит поколение 6G и в 2005 году сразу запустит в эксплуатацию производственную линию седьмого поколения на заводе в городе Танчжон, который расположен в центральной части Южной Кореи. В октябре Samsung и японская Sony подписали так называемый «Меморандум о взаимопонимании». Условия этого соглашения подразумевают, в частности, создание совместного венчурного предприятия по выпуску TFT-панелей на производственной линии 7G. Общий объем инвестиций для ее сооружения и ввода в действие оценивается в 2 млрд. долл.

LG еще в сентябре 1999 года создала совместно с компанией Philips предприятие под названием LG.Philips LCD. Именно эта компания и занимает сейчас лидирующую позицию в рейтинге DisplaySearch. В настоящее время LG.Philips LCD владеет пятью заводами в корейском городе Куми (основные производственные мощности Samsung по выпуску TFT-панелей располагаются в другом корейском городе — Чонане). Этот производственный комплекс можно рассматривать как своеобразную летопись ЖК-индустрии, в которой представлены этапы перехода к обработке пластин больших размеров — от 370x470 мм до 1100x1250 мм. О планах LG.Philips LCD на будущее пока известно не очень много. По неофициальным данным, в компании предполагают перейти к поколению 7,5G, но точных сведений о сроках ввода в действие такой производственной линии, размере пластин, которые будут на ней обрабатываться, объемах финансовых вложений и т. п. пока что нет.

Каждый решает свои проблемы

Согласно оценкам тайваньского исследовательского центра MIC (Market Intelligence Center), в прошлом году в общем объеме поставок ЖК-мониторов в мире доля компаний этой страны составила более половины. К 2007 году данный показатель может вырасти до 75%. В целом прошлогодний рост индустрии производства электронного оборудования на Тайване в денежном выражении был оценен в 17,2%. Тот же показатель в отношении выпуска ЖК-мониторов оказался равен 63%.

Если раньше на рынке ЖК-мониторов тайваньские производители пребывали в тени известных торговых марок, то теперь ситуация меняется.

«Подход пользователей к выбору дисплеев стал прагматичнее. Они уже не так привязаны к торговым маркам, как раньше. Вместо эфемерных ощущений, которые обусловливают привязанность к тем или иным именам, пользователи начинают обращать внимание на технические характеристики и реальное качество продуктов, сопоставляя их с ценовой политикой производителей», — заявил менеджер по маркетингу европейского отделения CTX Бен Левинсон.

У рынка ЖК-телевизоров своя специфика.

«Присутствие тайваньских производителей в данном сегменте рынка не столь заметно», — отметила пресс-атташе российского представительства Samsung Electronics Людмила Демиденко. Конечно, в азиатских странах ситуация несколько иная (например, в сентябре прошлого года в ходе выставки Computex 2003 ЖК-телевизоры были названы в числе главных хитов этого крупнейшего в Азии и второго по масштабам в мире форума информационных технологий, а 20-дюймовая модель BenQ H200 получила награду Best Choice в категории Multimedia Products). Но все же пока позиции тайваньских компаний на этом рынке менее сильны по сравнению с рынком ЖК-мониторов.

Об этом же, кстати, свидетельствуют и оценки специалистов DisplaySearch. Характеризуя рынок устройств на основе плоских дисплеев, в этой компании оперируют термином Smiling Curve (в буквальном переводе с английского — «линия улыбки»). В DisplaySearch соглашаются, что для устройств, имеющих экраны с диагональю от 10 до 20 с небольшим дюймов (главным образом — мониторов и ноутбуков), фактором, в наибольшей степени определяющим успех того или иного производителя на рынке, является себестоимость производства. В случае с диагоналями меньше 10 или более 20 дюймов на первый план выходят затраты на сервис, продвижение торговой марки и т. п.

Некоторые аналитики склонны объяснять недостаточно активные действия (за редким исключением) тайваньских компаний по продвижению ЖК-телевизоров за пределами Азиатского региона неуверенностью в узнаваемости собственных торговых марок на рынке бытовой электроники. Отчасти это можно считать и причиной роста их интереса к плазменным дисплеям. К примеру, компания CTX в марте прошлого года представила свой первый плазменный дисплей — CPM46WV1 (разрешение — 852x480, яркость — 700 кд/м?, контрастность — 800:1). Правда, этим пока дело и ограничилось: в ходе CeBIT 2004 в Ганновере на стенде CTX демонстрировался все тот же CPM46WV1 в окружении целого ряда новых моделей ЖК-мониторов.

Другая тайваньская компания, Tatung, обладает сейчас более широким модельным рядом как плазменных дисплеев (с диагоналями от 42 до 63 дюймов), так и ЖК-телевизоров (с диагоналями от 17 до 32 дюймов). К законодателям мод Tatung по-прежнему отнести нельзя — 95% продукции этой компании поставляется на рынок под торговыми марками ее заказчиков. Мониторы Tatung под ее собственной торговой маркой из европейских стран до недавнего времени предлагались только в Великобритании. Однако в дни CeBIT 2004 представители тайваньской компании заявили об усилении ее активности в ряде других стран Старого Света, и это было воспринято многими специалистами как знаковое событие.

Другое дело — BenQ. За свою пока еще недолгую историю эта компания успела сделать BenQ одной из самых известных тайваньских торговых марок. Нынешней весной модельный ряд BenQ включает в себя пять моделей ЖК-телевизоров (с диагоналями от 15 до 46 дюймов, в том числе — уже упоминавшийся H200), две модели плазменных телевизоров (обе с диагональю 46 дюймов) и 10 моделей ЖК-мониторов, в том числе две новые, FP767-12 и FP783, с диагональю 17 дюймов, яркостью 300 кд/м?, контрастностью 500:1 и впечатляюще низким временем отклика 12 мс. В том, что у мониторов BenQ хорошие перспективы на рынке (в частности в России), сомневаться не приходится. Но с телевизорами ситуация несколько сложнее.

Японским компаниям приходится решать проблемы иного рода. Для них остается не так уж и много места на рынке ЖК-мониторов, в значительной степени оккупированном (во многом благодаря агрессивной ценовой политике) корейскими и тайваньскими производителями. В результате именно японские компании в числе первых начали серийно выпускать ЖК-мониторы для узкоспециализированных сфер применения. Характерный пример — NEC-Mitsubishi. Эта компания выпускает не только 30- и 40-дюймовые ЖК-мониторы, предназначенные для установки в местах массового скопления людей (например, в залах ожидания аэропортов), но и... монохромные дисплеи исключительно для медицинских целей (в частности, для просмотра рентгеновских снимков).

«Это объективная тенденция, которой мы следуем, — отмечает старший менеджер по продажам продукции в странах Восточной Европы компании NEC-Mitsubishi Electronics Display Дитмар Салевски. — Рынок ЖК-мониторов действительно сегментируется, и, адресуя свои продукты конкретным категориям потребителей, мы получаем возможность более полно учитывать их запросы, делать то, что им на самом деле нужно».

Надо признать, у подобного подхода есть свои преимущества, довольно существенные. Но, с другой стороны, есть немало оснований полагать, что сама жизнь порой не оставляет компаниям иного выбора, кроме как «адресовать свои продукты конкретным категориям потребителей». Иначе бывает сложно найти и занять свое место даже на столь бурно растущем рынке, каким является сейчас рынок ЖК-мониторов.


Бесспорное лидерство

TFT-технология, безусловно, является доминирующей на рынке плоскопанельных дисплеев (FPD). И останется таковой в ближайшие годы. Ни одна другая дисплейная технология в обозримом будущем, согласно расчетам Display?Search, не сумеет даже приблизиться к TFT по уровню популярности

Технологический «срез» рынка плоскопанельных дисплеев
 20032007*
ЖК (TFT)32,1 млрд. долл.61,8 млрд. долл.
ЖК (пассивная матрица)5,4 млрд. долл.2,5 млрд. долл
PDP2,4 млрд. долл.11,0 млрд. долл.
OLED (активная матрица)0,0 млрд. долл.2,3 млрд. долл.
OLED (пассивная матрица)0,3 млрд. долл.0,5 млрд. долл.
Микродисплеи1,0 млрд. долл.1,7 млрд. долл.
Другие1,0 млрд. долл.0,7 млрд. долл.

«Продуктовая корзина»

Технологию OLED многие специалисты называют преемницей TFT. Поэтому эти две технологии часто объединяют, рассматривая «продуктовые» сферы применения плоских экранных панелей «с прицелом на будущее». Уже сейчас дисплеи OLED используются в мобильных телефонах и цифровых камерах. Сумеют ли производители к 2007 году наладить промышленный выпуск мониторов для ПК, телевизоров и ноутбуков с дисплеями на основе новой технологии, покажет время