Политика резервирования и восстановления данных в случае аварии необходима сегодня любой компании
Адриан Греневельд: «Данные — жизненная сила вашего бизнеса»

Еще в 2001 году исследования Gartner показали, что два из каждых пяти предприятий, теряющих данные вследствие какой-либо аварийной ситуации, уходят из бизнеса в последующие пять лет.

Эти цифры сегодня не потеряли актуальности. В 80% случаев сбои в работе ИТ-систем происходят на программном уровне, то есть из-за программных ошибок, проникновения в систему вирусов, повреждения данных, случайного их удаления и т. д. В 12% случаев простои происходят из-за отказа аппаратных компонентов системы. Причиной еще 8% сбоев являются различные природные катаклизмы, террористические акты, проблемы с электропитанием.

А по исследованиям компании Veritas Software, угрозу для жизнеспособности бизнеса, даже большую, чем терроризм, представляют ошибки или злонамеренные действия сотрудников. Ситуация усугубляется зачастую излишне легкомысленным отношением предприятий к планам по аварийному восстановлению данных. Так, 17% ИТ-менеджеров вообще не имеют плана аварийного восстановления, 57% пересматривают такой план раз в год и реже, 6% — никогда их не пересматривают, а 25% — никогда не тестировали подобные планы.

По данным исследования компании Dynamic Markets, в 2003 году с простоями вычислительной техники сталкивались 84% всех предприятий. В 26% из них сбои случаются один раз в квартал и чаще. В 14% предприятий продолжительность простоя системы составила от 24 до 48 часов; в 16% — наблюдались потери важных данных.

Все эти цифры привел в своем докладе менеджер по продукции отделения Veritas Software EMEA Адриан Греневельд на семинаре, посвященном вопросам стратегии аварийного восстановления.

Если вовсе избежать катастроф невозможно, то уменьшить риск потери данных вполне по силам любой компании. В частности, Veritas предлагает следующие решения.

Например, использовать кластерные системы Veritas Cluster Server. Кластеры можно создавать как на одной площадке, так и географически распределенные — в зависимости от особенностей бизнеса, размеров и финансовых возможностей компании. Расположение системы на локальном кластере вряд ли поможет при глобальной катастрофе, но для нормально текущей работы вполне может обеспечить минимальные простои приложений и баз данных, а также миграцию тех же приложений и баз данных в случае сбоя или плановых изменений. Плюсом здесь также является отсутствие единой точки отказа.

Если два кластерных узла расположить на разных площадках в одном городе и объединить их с помощью оптоволокна, то это вполне может защитить данные от локальных катастроф и обеспечить быстрое восстановление. Такая архитектура исключает необходимость репликации данных. Ее недостаток — требуются значительные затраты на построение инфраструктуры сетей хранения.

Для объединения кластерных узлов можно использовать сети IP. Это решение помимо защиты данных от катастроф имеет более низкую стоимость за счет экономии на оптоволоконных соединениях и отказа от инфраструктуры сетей хранения (вместо этого используется репликация). Плюсом является и отсутствие ограничений по расстоянию.

Разнесение элементов кластера по удаленным друг от друга районам требует значительных затрат на поддержание данных в актуальном состоянии. Издержки можно снизить за счет использования IP-технологий, которые снимают ограничения по расстоянию между узлами.

Для резервного копирования в Veritas предлагают воспользоваться инструментарием NetBackup. Он, по словам технического специалиста компании Сергея Грищенко, позволяет осуществлять резервное копирование критически важных приложений и баз данных в автоматическом режиме и практически незаметно для конечных пользователей.

Это очень важно, так как информационные системы многих компаний сегодня должны находиться в работоспособном состоянии круглые сутки из-за того, что филиалы зачастую расположены в разных часовых поясах.

Учитывая то, что сегодня критически важные корпоративные данные находятся в настольных или мобильных компьютерах, Veritas разработала программное обеспечение Desktop Laptop Option, дополняющее Veritas NetBackup и Backup Exec.

Не менее важным делом, по словам Грищенко, является организация архивного хранения резервных копий. Помощь здесь может оказать продукт Veritas NetBackup Vault. В данном приложении автоматически ведутся реестры лент, находящихся на основной площадке и за ее пределами, кроме того, ленты, предназначенные для отправки в архив ежедневно, также автоматически извлекаются для дальнейшей обработки. NetBackup Vault помогает координировать перемещение носителей в удаленное хранилище и обратно.

И наконец, аварийное восстановление системы. Основным недостатком традиционных методов переустановки операционной системы или восстановления ее из резервного образа, а также восстановления данных из резервной копии является большое количество ручной работы. Это увеличивает время простоя.

Кроме того, нет никакой гарантии сохранения целостности и согласованности восстановленных данных.

Чтобы избежать проблем, в Veritas предлагают автоматизировать процесс аварийного восстановления, в частности, с помощью своего продукта Bare Metal Restore.

По словам Греневельда, Bare Me?tal Restore позволяет восстановить работоспособность аппаратной составляющей корпоративной системы с помощью всего одной команды, гарантирует согласованность данных, ОС и приложений после восстановления, а также делает возможным восстановление к заданной временной точке.

Для ускорения аварийного восстановления Греневельд порекомендовал как можно чаще производить резервное копирование; осуществлять восстановление с логически подключенных устройств, а не через сеть; периодически удалять из системы неиспользуемые данные; чтобы не переустанавливать ОС, лучше применять решения для восстановления «с железа».

Постоянная доступность данных — не просто фактор конкурентоспособности, а необходимость. Это сегодня понимают многие, недаром 99% компаний списка Fortune 500 используют программное обеспечение Veritas.

За последние пять лет среднегодовой рост оборота Veritas составил около 40%. В 2003 году доход компании достиг 1,77 млрд. долл.